Ви є тут

Державний контроль та регулювання торгівлі у Візантії IV - ІХ ст.

Автор: 
Домановський Андрій Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U001568
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ IV-IX ВВ.
В контексте геополитического положения Византийской империи IV-IX вв. особую актуальность имеет изучение внешнеторговой политики византийского правительства, способов и средств ее реализации. Под "внешней" торговлей ромеями понималась не только торговля международная, иноземная, но и всякий коммерческий обмен с другим городом или местностью в пределах самой империи [см.:2052, S.116-117; 456, с.144; 211, с.251]. В главе будет рассмотрена внешняя торговля в современном понимании, то есть как обмен с иностранными государствами и народами.
Вмешательство византийского правительства в организацию торговли наиболее ярко проявило себя в последовательных попытках утвердить влияние империи на маршрутах торговых контактов с раннесредневековыми государствами Индии и Китая. К числу способов и средств государственной организации и контроля международной торговли следует отнести систему пограничных торговых городов. В плане регулирования иноземной коммерции будет рассмотрен феномен пограничных кондоминатных зон на границах империи, а также способы контроля над деятельностью иноземных торговцев, прибывавших в пределы Византии.
2.1. Проблема выбора основных направлений и путей внешней торговли
Торговля с Индией и Китаем имела в раннесредневековый период особое значение для Византийской империи. С Востока доставлялись шелк, пряности, специи, приправы, благовония, драгоценные камни, жемчуг, слоновая кость [1855, р.146-148]. Особую роль в торговле Византийской империи с Востоком в IV - начале VII в. играл Сасанидский Иран, занимавший выгодное положение на торговом пути из Индии и Китая. Благодаря своему географическому положению, сасаниды полностью контролировали основные сухопутные участки Великого Шелкового пути, а также в значительной степени доминировали в Персидском заливе и Индийском океане [889, с.50; 1909, р.211; 739, л.14-15,16,17; 1575, р.8; 983, с.81-82, 85]. Это позволяло Ирану выступать монополистом в торговле Византии с Востоком. Не менее болезненным для империи фактом было и то, что вследствие частых войн торговля между двумя государствами нередко вообще была невозможной [314, с.400, 544; 860, с.67-68; 1725, р.8, 9; 1575, р.4, 5; 1692, S.300-301]. Мало изменилась ситуация и после падения Персии под ударами арабских завоевателей. В VII-IX вв. войны империи с арабами были столь же частыми, как ранее с персами, вследствие чего торговый обмен между ними был затруднен.
В сложившейся геополитической обстановке простейшим способом избавиться от услуг враждебных государств-посредников в торговле с Востоком было создание и поддержание торговых путей в обход территорий этих стран. Прокладывание таких маршрутов было возможно в двух направлениях - через юг и через север, что позволяет условно именовать их юго-восточным и северо-восточным. Отдельно следует рассмотреть также политику Византии на северном и западном направлении торговых путей.
2.1.1. Юго-восточное направление: IV-VII вв.
Наследование античных традиций проявило себя в выборе южного направления первого "обходного" торгового маршрута, стремлении империи взять под свой контроль так называемый "путь благовоний", который вел через Египет и Южную Аравию в Красное (Эритрейское) море, и далее - на остров Тапробана (Цейлон) и в Индию [68, с.19; 909, с.265; 1421, с.188; 1422, с.84-85; 1575, р.5; 447, с.67; 529, с.170-171]. (Прил. А, 1). Этот способ государственной организации внешнеторгового обмена практиковался уже в Римской империи [см.:1266, с.151; 1375, с.145], однако к III в. торговые пути на Восток вышли из-под римского контроля [187, с.42; см.:274, с.167-168 сл.; 1679, p.424-426], и Византии пришлось восстанавливать утраченные позиции. Персы не контролировали морские пути полностью, что позволяло византийцам, аксумитам и химьяритам осуществлять торговые экспедиции в Индию [1909, р.211; см.: 739, л.17-18]. Такая торговля не могла удовлетворить потребности империи в восточных товарах, чем объясняется ее стремление взять "путь благовоний" под более пристальный контроль.
У византийского правительства было два варианта действий в этом направлении: либо организовывать самостоятельные торговые экспедиции через контролируемые тем или иным образом порты Красного моря, либо активизировать торговлю других стран региона. В случае успешной реализации первого варианта империя могла полностью избавиться от каких-либо посредников в торговле с Востоком. Второй же вел к подрыву монопольного контроля персов над восточной торговлей. Он был вполне осуществим, поскольку византийцы имели в этом регионе дело с государствами, менее сильными, чем Персия, и потому гораздо легче поддающимися византийскому влиянию [ср.: 739, л.21].
Ромеями были испробованы оба эти варианта, причем изначально они отдавали приоритет налаживанию самостоятельной торговли через порты Красного моря - Клисму в Суэцком (северо-западном) заливе Красного моря, неподалеку от современного Суэца, и Элу (Аилу, Эйлат) - в Акабском (северо-восточном) [1696, р.62]. Именно из этих двух гаваней сирийские и египетские купцы отправлялись в плавание в далекую Индию или - чаще - в Эфиопию и юго-западную Аравию [314, с.546; 739, л.20; 1257, с.511]. Адулис, "город эфиопов", нередко посещался купцами из Александрии (вероятно, через Клисму) и "Эланитского залива" (очевидно, из Элы) [2066, р.72; 562, с.192]. О ромейских кораблях, плавающих из Элы по Красному морю, сообщает Прокопий Кесарийский [1983, I.19.24; 976, с.63; 977, с.241].
Из принадлежавших империи портов на Красном море византийское правительство могло организовывать и специальные торговые экспедиции. Петр Диакон (около 1137 г.) со ссылкой на итинерарий паломницы Эгерии (около 382 г.) свидетельствует, что в Клисме находился ромейский чиновник по особым поручениям, называемый логофетом (agens in rebus quem logotetam appellant), который ежегодно снаряжал и отправлял корабли в Индию (речь идет об Абиссинии) [1969, р.116; 2115, р.20