Ви є тут

Динаміка формування ціннісного світу молодіжної культури України

Автор: 
Сугробова Юлія Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001768
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Субъект молодежной культуры и его социальные характеристики
Исследование молодежных проблем всегда есть исследование движущих сил общественных процессов, зарождающихся явлений, которые впоследствии станут доминантными в обществе. Молодежную среду можно определить как некую динамичную интеграцию, достаточно закрытую от проникновения извне, но ориентированную на освоение окружающего мира. Именно в этом и сила, и слабость, и залог поступательного развития молодой части общества, а вместе с ней и всего общества в целом.
Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.
Однако, как это ни странно, вплоть до 80-х годов в социологической и философской литературе даже не существовало самого понятия "молодежь". В Энциклопедическом словаре (ТТ.1 - 5, М., 1970) понятие "молодежь" не было удостоено внимания. Интерес к теме пробудился, когда на Западе начались молодежные волнения в 60-е годы ХХ века. В монографии С.Н.Иконниковой (1974) это понятие было сформулировано так: молодежь - "...классово-дифференцированная социально-демографическая общность, включающая в себя молодых людей" [73, c. 53].
Развивая эту мысль, И.С. Кон дает расширенное определение: "Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации" [83, c. 478].
И все-таки первый импульс в комплексе научного осмысления роли молодежи в обществе, появления новых категорий, связанных с оценкой социального аспекта, дал студенческий бунт конца 60-х годов, прокатившийся по Западной Европе и Америке. В 70-х годах его сменил консервативный стиль "ретро".
Изучение проблем молодежи в этот период проходило под углом зрения "стиля жизни". Внешние поведенческие действия наполнялись новым содержанием. В работах, посвященных молодежным проблемам, указывалось, что это был, с одной стороны, молодежный протест против бюрократии, отхода политиков от идеалов, представляющихся главными в процессах жизнеустройства. Некоторые из государств пересмотрели свою социальную политику. В результате - в ряде стран в 80-е годы появились департаменты и министерства по социальным проблемам, в том числе по проблемам молодежи. С другой - молодежное движение было следствием массового распространения романтического восприятия таких символов, как "социальная справедливость", самореализация личности, бытие "естественного человека" в отличие бытия, искусственно создаваемого государством.
Социологические опросы в студенческих общежитиях американских вузов позволили выявить формы проявления "естественного" и "неестественного" человека и сформулировать нормативные характеристики "социального" [148, c. 336]. Таким образом, молодежная проблематика в интерпретации западных исследователей связывалась, прежде всего, с переоценкой систем ценностей и целей, определяющих общественное положение определенных групп, повышением значимости личностной самореализации в жизненной стратегии молодого поколения.
В отечественной литературе основные смыслообразующие сюжеты молодежной темы те же, но они вырастали на иной почве. Практическое исследование проблем молодежи началось в 60-х годах XX столетия. Внимание к молодежной проблематике диктовалось экономическими условиями бывшего СССР: бурными темпами освоения Сибири, Севера, целинных земель. Трудовые ресурсы страны, связанные с массовым вовлечением женщин в народное хозяйство, к тому времени были исчерпаны, молодежь должна была стать новым источником их пополнения. Не случайно в общих направлениях исследований преимущественное положение занимали публикации на темы: труд и молодежь (16,4% от общего числа), коммунистическое воспитание (15%), образование (10%) [21, c. 36 - 41].
Месту и движению молодежи в социальной структуре общества, а также исследованиям в области культуры, досуга, психологического состояния различных молодежных групп отводились последние места (соответственно 3%, 1%, 1,4% от общего числа публикаций). Молодежь представлялась неким целостным образованием, независимо от возрастных границ. Эти проблемы актуализировались в 80-е годы. К этому времени в стране были созданы специализированные научные учреждения, занимавшиеся изучением различных аспектов жизнедеятельности молодежи: исследовательские центры в Ленинградском, Московском, Киевском, Свердловском, Новосибирском, Красноярском, Тартуском университетах. Некоторые из них позднее стали институтами молодежных проблем. Результатом их деятельности были конференции, научные труды, специальные журналы. Общественные институты молодежных проблем развивались на базе центральных комитетов, обкомов и горкомов комсомола. Произошла институционализация молодежных организаций и соответственно специализация еще одной области социологического знания - социологии молодежи.
Советское общество впервые получило огромный материал о потребностях, интересах и ожиданиях разных молодежных групп, о противоречиях молодежного сознания. Многочисленными исследованиями была зафиксирована неудовлетворенность молодежи разными сторонами жизни, их положением в общественной структуре. Ученые предлагали проекты законодательства о молодежи, но закон так и не был принят, а были созданы только комиссии по делам молодежи в Верховном Совете страны и в Верховных Советах союзных республик.
Предметом научного анализа в 80-е годы в рамках молодежной проблематики стали вопросы методологии и методики исследований, выяв