Ви є тут

Педагогічна антропологія в соціально-філософському контексті

Автор: 
Задорожна Любов Кирилівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U002009
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Социально-философский анализ педагогической антропологии.

Развитие современной педагогики, эффективность решения проблем обучения и воспитания подрастающих поколений невозможно представить без интеграции ее с другими науками и научными направлениями. В этом плане представляется актуальным рассмотреть некоторые вопросы взаимосвязи педагогики с философией и с дисциплинами антропологического цикла, опираясь на работы следующих авторов: Ф. Боас, Л. Выготский, У. Джемс, Дж. Дьюи, С. Гессен, А. Кардинер, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Э. Сепир, К. Ушинский и др. При этом основной нашей задачей в данном случае будет установление связей педагогической антропологии с другими антропологическими науками, а также с психологией и философией.
Как известно, антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной средах. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. К антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклорные исследования, лингвистику, биологию. Этот набор антропологических дисциплин постепенно расширяется, в него включают медицинскую антропологию, экологию человека, педагогическую антропологию и другие дисциплины.
Антропология как область научных исследований объединяет: собственно антропологию как естествоведческую историю человека (включающую эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию человека); палеоэтнологию как предысторию человеческого рода; этнологию как науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; педагогическую антропологию как науку о формировании (воспитании и образовании) личности; демографию, представляющую статистические данные о составе и распространении человеческой популяции в пространстве и во времени. Из этих систематизаций вытекает расширительная трактовка антропологии, когда в нее включаются естественнонаучные и социальные науки [2].
Следует подчеркнуть, что термины "этнография" (появился в Германии в конце XIX в.), "этнология" (введен французскими учеными) и "антропология" (вошел в научный оборот в англоязычных странах) использовались для обозначения науки о человеке и его культуре.
Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в хозяйственной, социальной, культурной и других сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими науками, то этнология непосредственно взаимодействует с другими науками, также изучающими человека, народы, культуру, общество.
Особой разновидностью этнологии является этнопсихология, которую иногда именуют психологической антропологией (англ. рsychological anthropology). Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. [31, 74, 146, 151, 173]
В американской науке этнопсихология часто практически отождествлялась с неофрейдистской теорией культуры и личности, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой" личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.
Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений, а именно: 1) сравнительные кросс-культурные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных установок народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии (теория социальной перцепции, социальных установок, межгрупповых отношений и т. д.); 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии воспитания [192].
Методология этнопсихологии очень сложна. Поскольку свойства национальной культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидуумов нетождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологов всегда существует определенный разрыв. Кроме того, все заключения об этнических особенностях подразумевают какое-то сравнение, масштаб и валидность которого требует уточнения, чтобы избежать неоправданного этноцентризма. Абстрактные и необоснованные заключения о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Вместе с тем социально-психологические исследования по проблематике этнопсихологии имеют важное значение для понимания механизма формирования этнического самосознания как одного из главных признаков этноса.
Этнопсихологию можно рассматривать как со стороны этнологии, так и со стороны социальной психологии. Что касается социальной психологии, то следует отметить, что социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю, а также широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества [146; 229].
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и об