Ви є тут

Моделювання мотивації пізнавальної діяльності підлітка в умовах навчання іноземної мови

Автор: 
Яковлєва Марина Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U003226
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

2.1. Анализ психолого-педагогических условий изучения иностранных языков подростками

Изучение иностранных языков (далее ИЯ) в школе является важным, однако, как известно, школьный уровень владения ИЯ недостаточен. Эти знания и умения необходимо поддерживать и развивать в течение всей жизни человека, с тем, чтобы он мог успешно решать проблемы связанные с изменяющимися потребностями, требованиями и вновь возникшими возможностями. Исходя из этого, у учащихся к окончанию школы должны быть сформированы положительные мотивы учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Безусловно, любой учебный предмет призван решать эту задачу, но каждый из них создает различные условия для реализации развивающего обучения, каждый учебный предмет использует свою стратегию обучения (методы, приемы, учебный материал) для достижения целей, заложенных в учебных планах и программах, основывающихся на содержании предметного обучения [5; 18; 29; 31; 32; 48; 50; 51; 59; 75].
В педагогической психологии наблюдается уже становящаяся стабильной ориентация на сращивание функций как учебного предмета: коммуникативно-практической или познавательной (обучение нормам иноязычного общения в изучаемых сферах коммуникативного взаимодействия людей); ценностно-ориентационной (целенаправленная социализация обучаемого в процессе учебного общения, направленная на развитие у него способности к самопознанию и самоосознанию себя как носителя культуры); развивающей (обучаемый выступает как субъект коммуникативной, познавательной или ценностно-ориентационной деятельности). Все это создает основу для определения целей обучения ИЯ, одна из которых - развитие личности [66; 75; 76, 190]. А цель, как известно, определяет его содержание в соответствии с основными принципами обучения иностранному языку: коммуникативной направленности, личностной ориентации, самостоятельности ученика и интегрированное обучение всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) [4; 180; 248; 254]. По нашему мнению, к названным принципам необходимо отнести принцип мотивационного обеспечения учебного процесса, регулирующего мотивационную сторону обучения [61; 62]. Данный принцип может быть определяющим, так как без мотивационной основы не возникнет коммуникативная направленность, не сформируются личностные ориентации.
Известно, что формированию потребности к самообучению способствует целенаправленное воздействие на мотивационный процесс личности ученика, а формирование навыков по видам речевой деятельности невозможно без эмоций, интереса, мотивационных установок, потребностей к знаниям и других мотивационных образований ученика.
В соответствии с этим проанализируем современное содержание обучения ИЯ и действующие методы обучения с точки зрения их мотивационной направленности и принципа мотивационного обеспечения.
Известно, современная программа по ИЯ в средней школе предполагает формирование коммуникативной компетенции по параметрам: лингвистическая и языковая компетенции, социокультурная и социолингвистическая компетенции, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция [257; 266; 270]. Данные компетенции широко представлены в дидактике и методике обучения ИЯ (за рубежом) в основном американскими методологами (Х.Браун, Р.Мерфи, Д.Нунан и др.); отечественную науку представляют Р.Ю.Мартынова, В.М.Плахотник и др. В настоящее время для зарубежной методики характерно активное участие психологов в разработке проблем обучения ИЯ (Д.Вилкинс, В.Риверс, М.Свен и др.) [109; 127; 130; 238; 242].
В психологическом аспекте лингвистическая и языковая компетенции изучаются с точки зрения формирования навыков и умений, позволяющих объединить знание определенного количества единиц и грамматических правил в осмысленное высказывание. Это означает, что языковой и речевой материал должен быть отобран в соответствии с возрастом, потребностями, интересами, возможностями учащихся, реальными речевыми ситуациями их потенциального общения. Содержательная направленность обучения ИЯ связана, в первую очередь, с речью как одним из видов деятельности, с ее формированием. Вследствие этих рассуждений, можно отметить, что посредством формирования речи учитель может воздействовать на сознание говорящего, регулировать мотивационный процесс, формируя компоненты мотивации познавательной деятельности. При этом воздействии актуализируются внутренние факторы личности школьника, например, применительно к ИЯ - это речевые способности [119].
Ряд исследований (М.С. Горбач, Е. Воронцова, Г.В.Еейгер, Г. Климашевич, И.А.Рапопорт, и др.) экспериментально подтверждает зависимость речевых способностей и мотивационных образований, что открывает дополнительные резервы формирования того или иного качества личности через более целенаправленное обучение. В частности Г.В.Еейгер, И.А.Рапопорт приходят к выводу, что "на уроках ИЯ, кроме развития необходимых для учащихся знаний, умений и навыков, осуществляется совершенствование разнообразных социально значимых качеств личности" [225, c. 42] и усвоение ИЯ оказывается в тесной взаимосвязи с высоким уровнем развития личности. Кроме того, в науке выделен мотив учения ИЯ, содержанием которого является интерес к предмету, вызванный потребностью к общению и стремление - знать ИЯ для удовлетворения будущих профессиональных интересов. Безусловно, осуществить иноязычное общение возможно только при наличии у школьников потребности. К числу таких потребностей относятся: потребность выражения чувств, внутренних состояний; потребность общения; потребность самоутверждения, связанная со стремлением воздействовать на окружающих, убедить их в чем-то, побудить к определенным поступкам; потребность познания [98]. К сожалению, есть и "антимотивы", (не люблю, не хочу, не нравится), что говорит о том, что не все методические возможности воздействия на мотивационный процесс исчерпаны учителем и пр