РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы;
2) педагогические наблюдения;
3) анализ протоколов соревнований;
4) изучение документов планирования и учета тренировочного процесса;
5) квалиметрический анализ тренировочных нагрузок и методика обработки параметров тренировочной деятельности с помощью компьютера;
6) естественный педагогический эксперимент;
7) логические методы;
8) методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы проводились в процессе изучения состояния вопроса, постановки цели и задач работы, выбора методов исследования, обсуждения полученных результатов. Анализировались работы отечественных и зарубежных авторов по теории и методике подготовки спортсменов в легкой атлетике и циклических видах спорта, а также по смежным дисциплинам - физиологии, биохимии и математической статистике.
Основное внимание уделялось:
? выявлению актуальных проблем спорта высших достижений,
? изучению теорий и подходов в совершенствовании тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации,
? выяснению согласованности взглядов специалистов по методике подготовки бегунов высокой квалификации в макроциклах и мезоциклах подготовки,
? обобщению опыта проведения тренировочного процесса в условиях среднегорья и высокогорья.
Кроме того, изучались вопросы, связанные с основами управления тренировочным процессом: моделирование, контроль и учет в спорте.
Педагогические наблюдения осуществлялись в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований, в ходе которых фиксировались выполненные тренировочные нагрузки и личные спортивные результаты.
Предметом исследования были:
* характер и величины тренировочных и соревновательных нагрузок;
* направленность учебно-тренировочного процесса и методические особенности применения нагрузок на разных этапах подготовки;
* методика оперативного и текущего контроля физического состояния.
Анализ протоколов соревнований позволил изучить структуру индивидуальной соревновательной деятельности и динамику становления спортивного мастерства в четырехлетнем цикле подготовки. Оценка эффективности соревновательной деятельности в национальных и международных соревнованиях осуществлялась с помощью электронного хронометрирования. На соревнованиях более низкого уровня использовалось ручное хронометрирование с помощью заранее проверенных секундомеров.
При классификации соревнований было использовано их подразделение, предложенное И.А. Тер-Ованесяном [165]. Спортивные соревнования, отнесенные к той или иной рубрике, представлены в табл. 2.1. За серию стартов была условно принята соревновательная практика в течение не менее 2 недель и 4 стартов [164].
Анализ документов планирования и учета тренировочного процесса. Для выявления индивидуальных моделей построения тренировочного процесса в олимпийском цикле подготовки статистическому и логическому анализу были подвергнуты личные спортивные дневники Т.Самоленко, а также рабочая документация заслуженного тренера Украины Н.П. Мальцева за период 1984-1988 гг. Тренировочный процесс был представлен наиболее информативными параметрами, рекомендованными для учета выполненной работы [5, 15, 30, 122, 185 и др.], а также спортивными достижениями, показанными в официальных соревнованиях.
Таблица 2.1
Классификация соревнований по уровню значимости
Уровень значимостиконтрольныеподводящиенаиболее значимыеРС ДСО "Авангард"
Первенство города
Первенство областиВС ДСО профсоюзов
Чемпионат Украины
Зона Кубка СССР
Полуфинал Кубка СССР
Всесоюзные соревнования "День бегуна"
Мемориал братьев Знаменских
Международные соревнованияЧемпионат СССР
Кубок СССР
Матч СССР-ГДР
Матч СССР-Англия
Матч СССР-Италия-Испания
Чемпионат Европы
Кубок Европы
Игры Доброй Волы
Финал Гран-При
Чемпионат мира
Олимпийские игры Сопоставление этих данных с результатами спортивных соревнований позволило оценить эффективность использовавшихся вариантов планирования тренировочного процесса в различных структурных образованиях.
Квалиметрический анализ тренировочных нагрузок и методика обработки параметров тренировочной деятельности с помощью компьютера.
Для определения величины и направленности тренировочных нагрузок принимались во внимание такие компоненты нагрузки как длительность упражнения, его интенсивность, время и характер отдыха, количество повторений [43]. Определение частных объемов нагрузки осуществлялось по методу М.Р. Смирнова [150] с учетом особенностей метрических и временных параметров метаболических режимов у женщин-бегуний высокой квалификации (табл. 2.2).
Для обеспечения стандартизированного учета и последующего формализованного анализа тренировочных нагрузок по данным индивидуальных дневников была использована автоматизированная система, разработанная Е.Н. Блещуновой с соавт. [22, 23] на основе реляционной базы Access 2000.
Для классификации тренировочных заданий в СУБД Access были использованы следующие внешние (педагогические) признаки нагрузки (табл. 2.3): характер упражнения; пространственные, временные и пространственно-временные параметры упражнения, а также единицы измерения тренировочного задания: метры, минуты (часы), килограммы или количество повторений.
Таблица 2.2
Предельные параметры основных режимов беговой нагрузки легкоатлеток
(фрагмент по М.Р. Смирнову, 1996)
Индекс режимаЖенщины-МСМКЛимитирующие процессыОсновные субстратыL, мt, с, минN2-3 61,2 сКФК-реакция на миофибриллахКФ миофибрилл. КФ цитоплазмыE2-3 122,0N3 243,2КФК-реакция на миофибриллахКФ цитоплазмыE3 485,7N3-4 9610,4КФК-реакция в клетке. Анаэробный углеводный ресинтез АТФКФ ци