РАЗДЕЛ 2
КОММУНИКАТИВНО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИНТАКСИСА ПРОЗЫ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА
2.1. Аукториальная форма повествования и ее синтаксическая специфика
2.1.1. Видо-временная структура повествования в прозе
В. Распутина. Повествовательные контексты являются основой событийного плана любого художественного произведения. Пользуясь типологией
Е.А. Иванчиковой [82, с.117], в прозе В. Распутина можно выделить две группы таких контекстов: 1) контексты информативного типа; 2) контексты "психологического" типа. Кроме того, в группе контекстов "психологического" типа выделяются контексты, представляющие собой чистый нарратив, и контексты, связанные с передачей восприятия героя в какой-либо ситуации (нарратив восприятия).
В контекстах первого типа кратко сообщается о тех или иных событиях, действиях, фактах. Для них характерен информативно-повествовательный регистр.
Например:
Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. От колчаковцев остался в Матере срубленный ими на верхнем краю у голомыски барак, в котором в последние годы по красным летам, когда тепло, жил, как таракан, Богодул. Знала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой - она была положе и ровней - и вовсе крутило жуткие воронки, знала пожары, голод, разбой [153, c. 210].
Как видим, в контекстах информативного типа синтаксические конструкции представляют собой в основном полипредикативные образования с прямым порядком слов, осложненные рядами однородных членов, а также обособленными определениями, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
В контекстах второго типа говорится о внешних проявлениях внутренних, психических состояний героев.
Например:
Первой, сильно клонясь вперед и вытянув руки, будто что обирая, двигалась Дарья с сурово поджатыми губами, выдающими беззубый рот; за ней с трудом поспевала Настасья: ее давила одышка, и Настасья, хватая воздух, часто кивала головой. Позади, держа мальчонку за руку, семенила Сима. Богодул, баламутя деревню, отстал, и старухи ворвались на кладбище одни [153, c. 219].
В данном случае автор передает состояние сильной взволнованности и решительности своих героев через параллельное изображение их действий, выраженных глаголами прошедшего времени несовершенного вида в конкретно-процессном значении, а также широким привлечением обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Все эти глагольные формы передают особую напряженную атмосферу, в которой оказались герои повести. Такой тип контекстов можно охарактеризовать как чистый нарратив психологического типа. Повествование в них ведется в изобразительно-повествовательном регистре.
Вот пример нарратива, в котором, наряду с повествованием о действиях героя, сообщается о слуховом восприятии героем происходящего:
Он принимал ванну, когда зазвонил телефон. Через дверь было слышно, как жена отвечала: приехал, моется, пожалуйста, попозже. И он уже собирался ложиться, когда телефон зазвонил снова [153, c. 390].
В данном случае восприятие героя выражается с помощью предикативного наречия (было слышно). Несмотря на то что субъект восприятия явно не выражен, при соотношении с информацией предыдущего предложения становится ясно, что им является герой рассказа, через сознание которого преломляется происходящее. Для этого типа контекстов также характерен изобразительно-повествовательный регистр.
В основе нарратива лежит понятие событийности, которое тесно связано с понятием времени и вида. Глагольные формы времени на уровне синтаксиса языка можно определить как морфологические варианты синтаксических форм слова, спрягаемых форм глагола [77, c. 321]. Анализ последовательности видо-временных форм глаголов способствует выявлению особенностей повествовательных контекстов. Поскольку в прозе В. Распутина значение видо-временных форм и их стилистическая функция зависят от типа контекста (информативного, психологического), необходимо отдельно рассмотреть особенности употребления видо-временных форм глагола в контекстах различных типов.
Согласно одной из формулировок, категория вида характеризует распределение ситуации во времени, тогда как категория времени просто локализует ситуацию на временной оси. При анализе видо-временных форм важным является понятие точки отсчета, по Рейхенбаху, который выделяет три временных момента, релевантных для семантики времени: 1) время речи; 2) время события; 3) точка отсчета [138, c. 285-286).
В соответствии с трактовкой Е.В. Падучевой, неотъемлемой частью анализа видо-временных форм глаголов является их интерпретация в соответствующем режиме. Исследовательница выделяет три типа режима интерпретации временных форм: 1) дейктический режим (связанный с моментом речи); 2) нарративный режим (связанный с текущим моментом текстового времени); 3) синтаксический режим (связанный с относительным временем) [там же, с. 291-293]. Поскольку в традиционном нарративе основным является прошедшее нарративное время, то особый интерес представляет анализ его форм (совершенного и несовершенного вида) и последовательности ситуаций, выражаемых этими формами в повествовательных контекстах разных типов.
Сравним временную последовательность ситуаций в некоторых фрагментах в прозе В. Распутина, используя для этого диаграмму, предложенную Е.В. Падучевой, где ? - временной интервал, не имеющий протяженности и выражаемый глаголами СВ; ?- - перфектное состояние, наступающее после того, как произошло событие, выра