РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
В основе многих современных методов управления лежит технология TMN. Она обеспечивает возможность предоставления основных услуг и решений многих технологических задач по обслуживанию трафика в автоматическом режиме. Существуют и иные технологии: TINA, Traffic Engineering и др. При этом следует отметить, что ни одна из них в полной мере ни в одной телекоммуникационной системе еще не реализована. Те или иные фрагменты этой системы в настоящее время планируется использовать в ОАО "Укртелеком". Рассмотрим некоторые особенности реализации управления в современных ТКС.
2.1. Методы управления в телекоммуникационных системах
Постоянное развитие информационных технологий, методов и способов построения телекоммуникационных систем и сетей существенно влияет на задачи и функции управления. Сегодня на основе управления используется следующая классификация функциональных групп задач:
- управление инфраструктурой;
- управление качеством и предоставлением услуг;
- управление интерфейсами взаимодействия с клиентами.
Более детальное содержание этих групп можно представить на рис.2.1.
Одной из наиболее важных задач управления ТКС, является автоматическое управление, реализуемое на системообразуемом транспортном уровне.
Функциями данного уровня являются:
- выбор качества обслуживания;
- обеспечение независимости от сетевого и нижних уровней;
- сквозная передача из конца в конец (end-to-end);
- обеспечение прозрачности передачи информации;
- поддержка адресации пользователей услуги транспортного уровня.
Рис. 2.1. Составляющие функциональных групп задач поддержки сетевых операций по управлению телекоммуникационной системой
От качества управления на транспортном уровне зависят следующие параметры [23]:
- задержка установления транспортного соединения;
- вероятность удачного (или неудачного) завершения процедуры установления транспортного соединения;
- пропускная способность;
- транзитные задержки;
- коэффициент ошибок;
- вероятность успешной (неуспешной) передачи информации;
- задержка разрушения транспортного соединения;
- вероятность передачи завершения процедуры разрушения транспортного соединения;
- приоритетность установления договоренности о качестве обслуживания между пользователями;
- гибкость транспортного соединения.
Задачи управления сетями на транспортном уровне принято разделять по следующим направлениям:
- резервирование полосы пропускания;
- управление полосой пропускания;
- управление маршрутизацией и планирование маршрутов;
- использование КЭШ-технологий;
- управление очередями.
Учитывая, что современная ТКС является динамической, она не может функционировать в одном каком-либо режиме или по одному и тому же протоколу, который невозможно установить из-за огромной разницы задач ТКС. Более того, сама ТКС является сложной организационно-технической системой, поэтому не может быть описана или представлена одной математической моделью [22]. В то же время имеется концепция построения управления общей системой в виде 5-уровневой иерархической структуры, которая, однако, до сих пор не формализована в силу большого уровня априорной неопределенности. Таким образом, управление в ТКС строится не от системы к задачам, а от текущих задач и представляет фрагментированную структуру. В связи с этим под управлением сетью понимаются те или иные алгоритмы функционирования, правила или протоколы, на которые возложены задачи и функции управления структурой сети.
ТКС по задачам и архитектурным свойствам можно представить тремя компонентами [24]:
- функциональный - определяет состав системы, характеризуется совокупностью сетевых элементов (NE) и линий передачи, которые формируют структуру;
- информационный - определяет сбор и обработку информации о состоянии сети, нагрузке и режимах работы отдельных узлов и их элементов, а так же системы поддержки операций (OSS);
- логический, представляемый в виде многоуровневой (4 или 5 уровней), связанной системы управления [25]:
1) уровень NEL - включает весь перечень сетевых элементов, адаптеров и др., в отношении которых направлено указанное управление;
2) уровень EML - включает реализацию различных функций для решения задач управления элементами, а также устройства адаптации (MD), систему поддержки операций (OSS), взаимодействие с которыми осуществляется через интерфейс Q3;
3) уровень NML - реализует собственно управление сетью, на основе поступающей от отдельных элементов и узлов информации, которая формируется на уровне EML, выполняет контроль работоспособности сети в целом и производит текущий анализ режимов, возникающих сбоев и неисправностей;
4) уровень SML - включает управление теми сетевыми параметрами, которые связаны с предоставлением услуг пользователям. На этом уровне используется информация уровня NML, на основе которой далее осуществляется контроль за качеством обслуживания и выполнением требований по уровню сервисов. Осуществляется биллинг, управление абонентами;
5) уровень BML - определяет стратегию и тактику управления сетевыми сервисами, коммерческой деятельностью компании, включая функции развития и перспективного планирования сети.
Управление на многих из указанных уровнях удается формализовать и получить эффективные решения, оптимальные по тем или иным критериям. В первую очередь это касается нижних уровней. К числу таких формализованных задач относятся задачи распределения трафика, коммутации, маршрутизации и др. На верхних же уровнях часто приходится