<p>РАЗДЕЛ 2<br />УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОПЕРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БАЛКЕРННОГО ФЛОТА<br /> 2.1. Формы оперирования балкерным тоннажем<br /> Судоходные компании несут полную ответственность за результат своей хозяйственной деятельности, которая направлена на обеспечение увеличения прибыли и сокращения затрат. Поэтому для каждого подразделения судовладельческой компании и, в частности, отдельных судов цели их деятельности должны быть подчинены целям судоходной компании. Иными словами работа флота и отдельных судов в судоходной компании далеко не всегда бывает оптимальной, так как нет задачи обеспечения максимально возможной прибыли для каждого судна, а есть задача получения максимальной прибыли для компании.<br /> Иначе дело обстоит в управляющей компании. Являясь более гибкой по своей структуре, она имеет возможность быстро приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Оперирующая компания, применительно к управляющей, как говорилось выше, нацелена на эффективную эксплуатацию каждого конкретного судна, либо группы судов, принадлежащих определенному судовладельцу, либо собственнику судов.<br /> В исследованиях термины оперирования и управления (менеджмента) используются как равнозначные, однако это не совсем верно. Так как под управлением в технической литературе [46] понимают перевод системы из данного состояния в требуемое новое состояние определенными путями (вариантами), т.е. с различным экономическим эффектом и по различным экономическим критериям. А под оперированием (operation) в иностранной литературе [88; 89; 113] понимается управление производственным процессом, которое представляет собой одну из составных частей управления организацией работы флота. Оперирование представляется нам ядром управленческой и организационной деятельности, поскольку связано непосредственно с эксплуатационной деятельностью судна по перевозке грузов [107].<br /> Основываясь на результатах практики оценки эффективности работы судов в оперирующих компаниях можно выделить некоторые причины, по которым судовладельцы используют оперирующие компании при организации работы балкерных судов (рис.2.1).<br /> Рис. 2.1. Некоторые предпосылки использования оперирующих компаний в организации работы балкерных судов<br /> В данном исследовании под оперированием будем понимать управление производственным процессом судоходной компании, производящей специфическую транспортную продукцию. Под формами оперирования в данном диссертационном исследовании будем понимать работу флота в собственном управлении либо в оперирующих компаниях.<br /> Под формами организации работы флота понимается линейная, трамповая, а также работа флота последовательными рейсами [126].<br /> Под видами эксплуатации (фрахтования), понимается работа флота на условиях рейсового чартера, тайм-чартера, трип-чартера, бербоут-чартера (рис. 2.2).<br /> <br /> Рис. 2.2. Основные формы эксплуатации флота современного мирового судоходства<br /> Судовладение и эксплуатация собственного и/или взятого в оперирование тоннажа предопределяет следующие преимущественные направления основной деятельности судоходных национальных компаний:<br /> - управление флотом на перевозках в соответствии с формами судоходства, существующими в мировой и отечественной практике;<br /> - управление структурным составом флота с позиций его возраста и специализации для обеспечения его конкурентоспособности и прибыльности [10].<br /> Согласно ст. 20 КТМ Украины: "судовладельцем признается лицо, эксплуатирующее (использующее) судно от своего имени на основании закона, договора или на ином законном основании. Собственником судна является субъект права собственности или лицо, осуществляющее относительно закрепленного за ним судна права, к которым применяются правила о праве собственности" [19]. <br /> В морском кодексе Италии [18], согласно ст. 265 судовладельцем является тот, кто "принимает на себя обязанность по эксплуатации судна", и который "должен предварительно сделать заявление судовладельца в регистрационном офисе судна или плавучего средства. Если судовладелец этого не сделал, заявление может быть сделано собственником". Однако под эксплуатацией в Итальянском законодательстве понимается набор и организация морского персонала (назначение капитана и набор экипажа).<br /> Так как ответственность за укомплектование экипажа судна ложится на перевозчика то, согласно статье 143 КТМ Украины, на момент действия договора перевозки последний является судовладельцем.<br /> На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кодексы ясно проводят различие между статическим элементом собственности судна (с собственником во главе) и динамическим элементом относительно его эксплуатации (которая связана с судовладельцем). <br /> Целесообразным для современного национального судовладельца представляется сосредоточить в своих руках вопросы стратегических решений, связанных с инвестициями, привлечением капитала, контролем над кредитом, т.е. управление структурным составом флота. А эксплуатацию транспортных средств, связанную с фрахтованием и отфрахтованием, маркетинг, кадровые вопросы, вопросы технического состояния флота и подвижного состава передать в управление специалистам высокого класса [128].<br /> Компании, специализирующиеся на управлении работой флота, заключают с судовладельцем - принципалом договор управления судами. Договор управления не является договором фрахтования судна на время или на рейс, либо договором аренды. Это договор о предоставлении широкого круга управленческих услуг. По договору об оперировании все права и обязанности по судну возникают не у оператора, а у судовладельца. По условиям аренды судна, например судна без экипажа (бербоут чартер), фрахтователь становится владельцем предоставленного судна за вознаграждение на время действия договора, и несет полную ответственность перед третьими лицами. <br /> В соответствии с договором об оперировании судовладелец вменяет оператору обязанность осуществлять разумную практику управления судном, в соответствии с финансовой сме</p>
- Київ+380960830922