Ви є тут

Становлення психологічної структури учбової діяльності в системі розвивального навчання

Автор: 
Булах Ірина Петрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U004884
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация лонгитюдного исследования. Характеристика экспериментальной
выборки
Стратегия нашего исследования связана с изучением целостности структуры учебной
деятельности и развития ее структурных компонентов у младших школьников в
условиях развивающего обучения путем длительного исследования становления
учебной деятельности в онтогенезе на небольшой выборке младших школьников.
По форме наше исследование является лонгитюдинальным (англ. longitudinal study,
longitudinal design.) т.е. продолжительным онтогенетическим исследованием одних
и тех же индивидов. Лонгитюдное исследование — это одна из основных стратегий
исследования в возрастной психологии и детской психологии.
Наш подход позволяет рассматривать динамику внешней и внутренней сторон учебной
деятельности целостно в условиях реально текущего учебного процесса. Поэтому
эксперимент отвечает специфике и организации естественного эксперимента.
Выбранная нами стратегия исследования опирается на высказанную В.В. Давыдовым
гипотезу, о том, что специально организованное лонгитюдное исследование на
протяжении всего периода обучения в начальной школе позволит понять динамику
внутренних преобразований учебной деятельности и характер взаимопереходов
коллективного и индивидуального в учебной деятельности [75, c.234].
Такая стратегия построения эксперимента близка также методу генетических
срезов, методу продольных срезов, сравнительно-возрастному методу
исследования.
В выборе метода исследования мы опирались на логику генетического подхода,
описанного С.Д. Максименко [141, 142, 143, 144]. Известно, что в задачу
генетического метода исследования входит изучение закономерностей психической
деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее
развития, формирования или разрушения. Автор считает, что реализация
генетического метода в возрастной и педагогической психологии возможна именно в
условиях развивающего обучения, где специально созданные программы
экспериментального обучения позволяют конструировать психические процессы
формирования высших психических функций .
С.Д. Максименко [143], анализируя особенности экспериментально-генетического
метода, указывает, что его использование предполагает соблюдение следующих
принципов: принципа анализа по единицам; принципа историзма; принципа
системности; принципа проектирования.
В рамках первого принципа единицей анализа адекватной целям нашего исследования
будет учебная задача. Выделяя учебную задачу в качестве единицы анализа, мы
исходили из следующих соображений:
а) учебная задача сохраняет все свойства целостной учебной деятельности, таким
образом, дает возможность интерпретировать реальные связи и отношения, которые
характеризуют в целом учебную деятельность;
б) система учебных задач позволяет подойти к вопросу о генезисе учебной
деятельности, где содержание учебных задач отвечает определенным этапам
развития учебной деятельности, позволяет устанавливать взаимосвязи между
этапами, т.е. характеризует генезис целостного процесса становления учебной
деятельности;
Кроме того, учебная задача как единица анализа содержит в себе исходное
сущностное противоречие, которое создает условия для исследования учебной
деятельности как целостного процесса, генезиса ее становления как психического
явления, что отвечает требованиям второго принципа.
Принцип системности, предполагая связь всех структурных компонентов учебной
деятельности в единую целостность, позволяет нам рассматривать учебную задачу
как центральное системообразующее понятие, которое определяет весь ход
развертывания учебной деятельности.
Исследуя механизмы возникновения и развития отдельных психических функций,
экспериментально-генетический метод предполагает моделирование (проектирование)
тех психических процессов, которых нет еще во внутреннем мире индивида.
Задачный принцип построения учебной деятельности, предложенный В.В. Репкиным,
позволяет выявить качественное своеобразие этапов формирования учебной
деятельности, наполнить конкретным содержанием понятие «зона ближайшего
развития» и сделать сам процесс учебной деятельности прогнозируемым [141,
с.180].
Таким образом, наше исследование отвечает всем требованием
генетико-экспериментального метода исследования.
Основным способом организации и реализации лонгитюдного исследования стал для
нас мониторинг учебной деятельности. При таком подходе к исследованию
исполь­зуются разнообразные методики, в том числе различные формы наблюдения,
тесты, методы анализа продуктов деятельности, самоотчеты, диалог, как метод
исследования, кон­тент-анализ, анализ и интерпретацию, полученного материала.
Известно, что лонгитюдные исследования различают: 1) по количеству
об­следуемых; 2) по общей длительности изучаемого периода; 3) по частоте или
периодичности наблю­дений (измерений, экспериментов); 4) по целям и методам
(методикам) изучения [143].
По частоте (периодичности) наблюдений наше исследование можно отнести к типу
интегративных. Так как оно, с одной стороны, отвечает требованиям практически
непрерывного лонгитюдного исследования, а с другой - в исследовании некоторых
психических составляющих, предположительно оказывающих значительное влияние на
становление учебной деятельности, мы применяем диагностические срезы,
разделенные достаточно большим промежутком времени (до 1 года).
Идея непрерывности лонгитюдного исследования реализуется нами через организацию
мониторинга учебной деятельности, который предполагает постоянную оперативную
диагностику процессуальных характеристик учебно