Ви є тут

Становлення і тенденції розвитку етнопедагогіки кримськотатарського народу

Автор: 
Хайруддінов Мухіддін Айіддінович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0503U000607
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2.1 Формирование этических воззрений крымскотатарского народа
В основе формирования этических воззрений крымских татар, как и у многих
народов, лежал опыт семейного и общиннного воспитания, уходивший истоками в
первобытную эпоху. Можно предположить, что в это время еще отсутствовали
специальные формы воспитания и оно не отделялось от совместной жизни детей и
взрослых. В результате усиления разделения труда и расширения эмпирических
знаний усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались
организационные формы. В ходе практического решения всех этих задач начинался
процесс выработки приемов педагогической деятельности и зарождения
педагогических взглядов в Крыму. Дальнейшие этапы развития педагогических
воззрений крымскотатарского народа связаны с общим процессом его этногенеза.
Крымскотатарский народ (самоназвание: къырымтатарлар) сформировался в Крыму как
единая этническая общность при общем эволюционном развитии языка, культуры,
обычаев, религии, то есть как автохтонное население полуострова, в результате
слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения
и обитавших здесь оседлых жителей горных и южнобережных частей полуострова
[319]. Антропологический тип южнобережных и горных крымских татар –
европеоидный, у степных заметна монголоидная примесь. Их язык относится к
тюркской группе. В нем чувствуется влияние арабского и персидского языков. По
вероисповеданию крымские татары – мусульмане-сунниты [242].
Ученые-этнологи совершенно справедливо связывают происхождение того или иного
народа прежде всего с конкретной территорией, с определенной географической
средой. Народ приспосабливается к ландшафту, подчиняя свои занятия выживанию в
этих природных условиях (земледелие, скотоводство, рыболовство, охота и т.д.),
и создает культуру, связанную с ними. Крым в этом отношении не является
исключением.
Крым – благословенная земля, многое повидавшая и претерпевшая за тысячелетия,
сохранившая следы различных цивилизаций. Трагично складывалась судьба коренных
народов полуострова – крымских татар, караимов, крымчаков: эллинская
колонизация и римские завоевания, господство Византии и нашествия средневековых
народов, набеги вражеских дружин и экспансия итальянского торгового капитала,
засилье кочевников Золотой Орды и турецкий гнет, и, наконец, кабала российских
завоевателей и беспрецедентная акция депортации крымских татар в период
советской власти.
Образование Крымского ханства в XIII–XVI вв. усилило процесс формирования
крымских татар как народности. В исторической науке нет единого мнения о
численности населения Крымского ханства. Последовательное проведение политики
этноцида и геноцида со стороны царской администрации в отношении крымских татар
вынуждало их эмигрировать. В полном смысле слова демографических катастроф было
три: сразу после аннексии, в 1860-х гг. и в начале ХХ в. [86]. По переписи 1897
г., в Крыму проживало 186000 крымских татар. Общая численность населения
полуострова достигала полумиллиона человек [22]. По данным переписи 1939 г.,
численность крымских татар составила в Крымской АССР 218876 человек. В 1944 г.
все крымскотатарское население Крыма было депортировано. В первые годы
депортации в Узбекской ССР от голода и болезней погибло 46,2% крымскотатарского
населения. В результате массового возвращения на родину, начавшегося в 1987 г.,
численность крымских татар на полуострове составила 249878 человек [147].
В настоящее время крымские татары живут в основном на территории Украины
(Автономная Республика Крым), в Узбекистане, Краснодарском крае. Небольшими
группами они проживают также в других районах России, в Казахстане,
Таджикистане и Туркмении. По последним данным, общая численность вернувшихся в
Крым крымских татар превысила 300 тыс. человек. Предполагается, что вернется
еще 250–300 тыс. человек [147].
Крымскотатарские диаспоры существуют в Болгарии, Румынии, Соединенных Штатах
Америки, Германии, Польше, Литве и Беларуси. Эмигрировавшие крымские татары
образовали своеобразные колонии (землячества). Наиболее значительной является
та, что расположена на территории современной Турции (основная часть крымских
татар живет в Анкаре, Стамбуле, Эски-Шехире, Бурсе, Конии, Коджаэли и др.).
В своем развитии крымские татары прошли сложный и длительный путь от
разноплеменного объединения до крымскотатарского этноса, подтверждением чего
являются специфические формы материальной и духовной культуры, нашедшие
отражение в ярких, самобытных чертах народа.
По свидетельству турецкого путешественника ХVII в. Эвлия Чебеби, арабские
летописцы называли полуостров Крым страной Солгат. Он писал: «За страной
татарской перечисляются провинции: Хинд и Синд, Кашмир и Гюлькенд, Хита и
Хотан, Фагфур и Узбек, Балх и Бухара, страна Аджам и Хорасан, край казахов и
Туркестан, провинция Махан, народ моголов и боголов, народ кайтаков и люд
Дагестана, народ калмадж, народ хешдеков, народ ляхов, народ липков-мусульман,
народ мадьяров и народ крымский – всего вместе семьдесят народов разнообразных,
ибо все это – татары, или же народ солгатский. Даже во владениях короля Швеции
находится десятикратно по сто тысяч кочевых татар (упомянутые татары шведские
московских татар – хешдеков напоминают), и народ османский, а также все племя
туркестанское – все это татары... Люди все эти – татары, однако каждый из них
имеет свой язык и свои выражения, которые ни на один другой язык не похожи, ибо
каждый народ отдельный своим собственным языком обладает» [489, 50–54].
Далее Эвлия Челеби в «Сеиахатнаме» («Книге путешест