Ви є тут

Теоретико-методологічні засади екологічного маркетингу

Автор: 
Садченко Олена Василівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0506U000046
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ «ЭКОЛОГИЧНОГО»
МАРКЕТИНГА И МАРКЕТИНГА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Базовые понятия и определения экологического маркетинга -
«экологичного» маркетинга
«Экологичный» маркетинг - маркетинг товаров и услуг (классический маркетинг) с
учетом экологических нормативов и ограничений как важнейшего фактора внешней
среды. В этом случае целью маркетинга является удовлетворение обычных нужд и
потребностей посредством такого обмена, при котором максимально соблюдаются
существующие экологические нормативы, а деятельность субъектов маркетинга
соответствует требованиям природоохранного законодательства. В качестве примера
такого маркетинга можно рассматривать маркетинг, удовлетворяющий требованиям
Хартии устойчивого развития для бизнеса, принятой в 1991 году Международной
Торговой Палатой (Приложение А). В частности, пункты 6 и 10 Хартии имеют
непосредственное отношение к экологическому маркетингу I:
П.6: Продукция и услуги. Разрабатывать и предлагать потребителям продукцию и
услуги, которые не оказывают неблагоприятных экологических воздействий и
являются экологически безопасными в процессе целевого использования,
эффективными с точки зрения потребления энергии и природных ресурсов, которые
могут быть переработаны, повторно использованы или надежно ликвидированы.
П.10: Предупредительный подход. Модифицировать производство, проводить
маркетинг, использовать продукцию и услуги, осуществлять различные виды
деятельности в соответствии с научным и техническим пониманием возможности
серьёзных и необратимых экологических последствий.
Так, под «экологичным» маркетингом (экологический маркетинг первой концепции -
I) понимается деятельность, способствующая экономическому развитию и
направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена с учетом
экологических ограничений.
Очевидно, что при приобретении товара покупателя интересует ряд вопросов,
связанных с воздействием этого товара (в том числе и косвенным) на окружающую
среду. Покупателя-потребителя волнуют:
экологические свойства и качество товара, не смогут ли они повлиять на здоровье
человека и не причинят ли вред домашним животным;
утилизация отходов: какие процессы переработки, уничтожения, захоронения
предусмотрены, причем не сама технология процессов, а конечный результат (как
это отразится на здоровье человека и окружающей природной среде);
учет экологических факторов при размещении производств и предприятий;
места складирования отходов и их хранение (это особенно актуально для
радиоактивных и химически опасных вредных веществ);
- из чего изготовлена упаковка;
количество невозобновимых ресурсов, израсходованных на изготовление данного
товара, и количество отходов (в том числе токсичных), которые образовались в
процессе производства;
существуют ли альтернативные варианты замены невозобновимых ресурсов на
возобновимые;
какой ущерб был причинен окружающей природной среде от хозяйственного
воздействия, были ли использованы вещества, опасные для озонового слоя и т.д.
Сущность нормативного подхода в экономике заключается в том, чтобы
максимизировать ценность элементов окружающей природной среды через выбор
оптимума между сохранением и использованием этих элементов. Важно определить
оптимальный уровень этого влияния. Нормы потребления природных ресурсов и
загрязнения окружающей природной среды представляют предельное количество
возможного изъятия природных ресурсов и концентрации загрязняющих веществ в
окружающую среду. Они регулируются общегосударственными, региональными или
местными нормативными актами.
Виды экономической деятельности, наносящие ущерб окружающей природной среде,
могут регулироваться через введение разрешительной системы, которая
представляет собой совокупность требований к качеству окружающей природной
среды, которые обычно выражаются через максимальные показатели загрязнения для
почвы, водного и воздушного бассейнов. Маркетинговый подход направлен на
обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной
среды. Нормативные показатели определены таким образом, что долгосрочные
средние значения концентрации выбросов, сбросов не могут быть больше, чем
краткосрочные значения, либо равны им. Требования к качеству сырья определяют
максимально допустимые концентрации содержащихся в нем вредных веществ.
Ограничения на использование товаров направлены на постепенное вытеснение
изделий и видов сырья, признаваемых более вредными, и замену их менее
вредными.
Через принятие законов и подзаконных актов, целью которых является определение
прав субъектов экономической деятельности на ресурсы окружающей природной
среды, осуществляется ресурсно-экологическая политика.
В настоящее время известны следующие основные группы методов управления:
административно-правовое регулирование – контроль за выполнением
законодательных и административных актов, обязательность возмещения нанесенного
природным ресурсам ущерба, т.е. введение соответствующих нормативных стандартов
и ограничений, которые должны соблюдать предприятия, организации, фирмы, а
также осуществление прямого контроля, лицензирования и патентования процессов
природопользования. К административным средствам управления охраной окружающей
природной среды относятся требования к качеству окружающей природной среды и
сырьевых материалов, ограничения в праве пользования и продажи, ограничения
выбросов и технологические требования. Эффективная природоохранная деятельность
обеспечивается строгой ответственностью – административной, дисциплинарной и
уго