РАЗДЕЛ 2
ВЛИЯНИЯЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК-АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ
2.1. Безопасность дорожного движения как один из критериев эффективности эксплуатации транспортных средств
Эффективность работы любых транспортных средств оценивается основными и дополнительными показателями (см. рис. 2.1) [27].
Как видно из приведенного рисунка, скорость движения как основной фактор, влияющий на безопасность дорожного движения, зависит от условий эксплуатации и динамических качеств автомобиля. В свою очередь скорость движения оказывает решающее влияние на основные и дополнительные показатели эффективности работы.
Годовая производительность грузовых автомобилей в тоннах и тонно-километрах определяется по формулам:
т/год , (2.1)
т·км/год, (2.2)
где - количество рабочих дней в году,
- коэффициент выпуска автомобилей на линию,
- время в наряде в сутки, ч,
- грузоподъемность автомобиля, т,
- коэффициент использования грузоподъемности,
- коэффициент использования пробега,
- средняя техническая скорость движения, км/ч,
- длина груженой ездки, км,
- время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч.
Рис 2.1. Взаимосвязь эффективности работы транспортных средств со скоростью движения
Из формул (2.1) и (2.2) видно, что производительность грузовых автомобилей с увеличением количества рабочих дней в году, времени в наряде, грузоподъемности и коэффициента использования грузоподъемности возрастает по закону прямой линии.
Производительность в т·км/год и т/год с увеличением средней технической скорости и коэффициента использования пробега возрастает по закону гиперболы. По этому же закону изменяется производительность в т·км/год в зависимости от длины груженой ездки.
Годовая производительность автобусов в пассажирах или пассажиро-километрах определяется по формулам:
пас./год, (2.3)
, пас.·км/год (2.4)
где - количество рабочих дней в году,
- коэффициент выпуска автобусов на линию,
- время в наряде в сутки, ч,
- вместимость автобуса,
- коэффициент использования вместимости автобуса,
- коэффициент использования пробега,
- средняя техническая скорость движения, км/ч,
- длина маршрута автобуса, км,
- суммарное время стоянок автобуса на промежуточных и конечных остановках, ч.
Годовая производительность легковых автомобилей (такси) определяется по формулам:
пас./год, (2.5)
пас.·км/год, (2.6)
где - количество дней работы такси в год,
- количество часов в наряде за рабочий день,
- количество мест в такси,
- коэффициент наполнения такси,
- коэффициент использования (платного) пробега,
- средняя эксплуатационная скорость, км/ч,
- среднее расстояние поездки пассажира, км.
Условия эксплуатации автомобилей оказывают значительное влияние на себестоимость транспортной работы. Для упрощенного анализа себестоимости воспользуемся следующим выражением:
коп/т·км, (2.7)
где - переменные расходы, отнесенные к 1 км пробега,
- постоянные расходы на 1 час,
- время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч,
- длина груженой ездки, км.
Переменные расходы сильно зависят от скорости и условий работы автомобилей. Эти расходы складываются из стоимости топливо-смазочных материалов, стоимости шин, стоимости профилактического обслуживания и ремонта автомобилей, амортизационных отчислений и заработной платы водителей. Постоянные расходы за 1 час работы автомобиля практически не зависят от его скорости и условий работы.
Как видно из рис. 2.1 эффективность работы автомобильного транспорта определяется не только производительностью и себестоимостью, но и безопасностью движения. Развитие автотранспорта приносит не только общественные и экономические выгоды, но, к сожалению, приводит к росту ДТП с увечьями и смертью людей. Как показывают специальные исследования, относительная опасность перевозок на автомобильном транспорте выше, чем на других видах транспорта [5, 11, 13, 15].
Условия эксплуатации являются внешней средой по отношению к автомобилю и водителю (см. рис. 2.1) и делятся на дорожные, транспортные, атмосферно-климатические и культуру эксплуатации.
По классификации, разработанной учеными ХАДИ [62], к дорожным условиям относятся профиль, высота над уровнем моря, тип и состояние покрытия, сцепление колес с дорогой. К транспортным условиям относятся род перевозимого груза, плотность потока, режим движения, скорость движения. Атмосферно-климатические условия определяются температурой воздуха, давлением, влажностью, осадками, видимостью. Под культурой эксплуатации подразумевается уровень организации работ и управления, квалификация и исполнительность водителей, материально-техническая база и т.п.
С нашей точки зрения оптимальной является комплексная система учета и контроля функционирования системы "автомобиль-водитель" в различных условиях эксплуатации (см. рис. 2.2).
Эта система позволяет регистрировать скорость движения автомобиля , расход топлива , режим работы агрегатов , пройденный путь , время движения , время простоя , массу перевозимого груза . Внедрение предлагаемой системы будет способствовать повышению общей культуры эксплуатации автомобильного транспорта и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения в Украине.
Конечной целью всякого управления является получение определенного значения выходного параметра. Если он не будет измеряться и контролироваться, то он не может и регулироваться. Систему управления с обратной связью, состоящую из объекта управления (безопасность дорожного движения), диагностической ста