Ви є тут

Естетика та поетика модернізму в російській письменницькій критиці кінця XIX - початку XX століть.

Автор: 
Кочетова Світлана Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000236
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА
2.1. Историко-культурные и литературные предпосылки возникновения писательской критики рубежа XIX -XX веков
Существующие современные тенденции в изучении литературы обусловили интенсивное обращение её исследователей к истории и теории литературной критики. Особенный интерес представляет собой русская литературная критика рубежа XIX-XX веков. С одной стороны, она отразила необычайно насыщенный период в жизни общества, впитавший творческие поиски в области философии, социологии, истории, филологии и т.п. С другой стороны, как и в конце XVIII - начале XIX вв., к литературной критике активно стали обращаться сами художники слова, из профессиональной критики она стала превращаться в критику писательскую. Часто, не дожидаясь, как оценят то или иное произведение критики-профессионалы, писатели сами предпринимали попытки интерпретировать и своё, и чужое творчество. Подобная тенденция совпала с тем, что многие писатели этого периода в той или иной степени были связаны с редакциями газет и журналов. Кто-то из них стоял непосредственно у истоков организации какого-либо издания, кто-то - регулярно сотрудничал с редакцией, публикуя свои художественные произведения и литературно-критические наблюдения. В 1907 году А.А. Блок в статье "Литературные итоги 1907 года" писал: "Книги по истории литературы, критика художественная, критика текста ‹...› заняли у нас видное место, и это прекрасно, прекрасно то, что русские читатели начинают проявлять признаки жизни, когда с ними говорят на языке науки; с каждым годом возрастает спрос на анализ, на обобщения ‹...›. Теперь количество трудов в этой области возросло значительно, и так как за дело взялись историки и критики очень разнообразных лагерей, то русская публика уже может, приняв во внимание несколько разных книг, составить ясное представление о лице русской литературы от Пушкина до наших дней" [66, т. 5, с. 217].
Обращение писателей к критической деятельности было, несомненно, оправданным, поскольку оно, так или иначе, предопределяло возникновение целого ряда тем и проблем, которые получили своё дальнейшее осмысление в литературе ХХ века в целом. Несомненное влияние на становление и развитие русской критической мысли этого периода оказали открытия культурно-исторической и психологической школ. Практически одновременно начали складываться такие направления, как неонародническая критика, выражающая общедемократические требования к искусству, марксистски ориентированная критика (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, В. Шулятиков) и модернистское направление в критике (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок, И.Ф. Анненский, М.А. Волошин, М.А. Кузмин, В.Ф. Ходасевич, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, В. Хлебников, В.В. Маяковский). Значительной и определяющей многие стороны развития общественной мысли явилась религиозно-философская критика, представленная работами Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова. Между тем даже беглый взгляд на писательскую критику рубежа веков позволяет сказать, что в своём большинстве она была заявлена в основном представителями модернизма. Поэтому изучать тематическое и жанрово-стилевое своеобразие этого явления, целесообразно, на наш взгляд, именно на материале их творчества.
Характеризуя эстетические поиски художников слова в период рубежа XIX-XX веков, С.Л. Франк в работе "Духовные основы общества" (1930) писал: "Сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения образует характерное трагическое своеобразие нашей эпохи... Мутные, яростные потоки стихийных страстей несут нашу жизнь к неведомой цели; мы не творим нашу жизнь, но мы гибнем, попав во власть непросветлённого мыслью и твёрдой верой хаоса стихийных исторических сил. Самая многосведующая из всех эпох приходит к сознанию своего полного бессилия, своего неведения и своей беспомощности" [424, с. 17]. Наиболее актуальным для периода рубежа веков стало обращение к теме духа, веры, нравственности. Русские мыслители, имеющие богатый духовный опыт мировой философской культуры, обсуждали социальные, политические, правовые, экономические проблемы. Не остались в стороне от обсуждения актуальных проблем современности и русские писатели.
Именно анализ художественных поисков в данных областях знаний позволяют говорить о специфике развития русской культуры рубежа XIX-XX веков как периода переходного от одних канонов мышления к другим. Исследователи отмечают существование попыток осмысления культуры в духе социокультурной методологии через существующие дуальные оппозиции, логику переходов между её полюсами, взаимопроникновение полюсов оппозиции, результатом чего становятся новые элементы культуры [142], [143], [333], [208], [481], как характерную особенность развития культуры в России не только этого периода. А.С. Ахиезер отмечает, что полюса концентрируют в себе культурные смыслы, представления, организованные как система противоположностей, и включают в себя логику оперирования внутри дуальной оппозиции, как с помощью инверсии, так и путём выхода за её пределы в ходе образования третьего смысла на основе медиации [17, с. 186]. Многие исследователи, изучающие культурологические, философские и исторические корни и закономерности развития русского общества, отмечают стремление представителей русской культуры к "сохранению её исторически сложившихся смыслов и слабой способности к выходу в новое смысловое пространство" [142, с. 242]. Именно в таком понимании ситуации кроется, по мнению, например, А.П. Давыдова, "слабость тенденции к развитию "середины", медиации, преобладание инверсии - склонности субъекта культуры к логике мышления сложившимися стереотипами" [142, с. 242]. Интересно, что в связи со спецификой русской культуры, которая, в отличие от западной культуры (в определённый период её развития - эпоху Ренессанса), не знала "зон" медиации, мы можем говорить о русском художественном сознании как об основной сфер