Ви є тут

Теоретичні аспекти спеціального режиму господарювання

Автор: 
Зельдіна Олена Романівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000532
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

2.1. Хозяйственная деятельность на государственной границе, в исключительной (морской) экономической зоне

Как уже отмечалось в первом разделе настоящего исследования, специальный режим хозяйствования подразделяется на три вида, одним из которых является ограничительный специальный режим хозяйствования. Данный вид включает несколько подвидов. К разновидностям ограничительного специального режима хозяйствования относятся следующие режимы:
а) государственной границы;
б) исключительной (морской) экономической зоны;
в) хозяйственное обеспечение Вооруженных сил Украины;
г) чрезвычайной ситуации;
д) военного положения.
Режимы, являющиеся разновидностями ограничительного специального режима хозяйствования, можно условно разделить на три группы. Первая группа - это территориально-постоянные режимы, т.е. такие режимы, которые функционируют постоянно на определенной территории (режимы государственной границы, исключительной (морской) экономической зоны), вторая группа - это ведомственно-постоянные режимы, т.е. режимы, постоянно функционирующие в условиях определенного ведомства (хозяйственное обеспечение Вооруженных сил Украины) и третья группа - временно-чрезвычайные режимы, т.е. режимы, которые вынужденно вводятся на определенное время для преодоления неординарных ситуаций (режимы чрезвычайной ситуации и военного положения). Более наглядно подразделение ограничительного режима хозяйствования отражено на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Разновидности ограничительного специального режима хозяйствования

Для анализа подвидов ограничительного специального режима хозяйствования остановимся на каждом из них в отдельности.
В первую очередь рассмотрим территориально-постоянные режимы, а именно режим государственной границы и режим исключительной (морской) экономической зоны.
Одним из подвидов ограничительного специального режима хозяйствования является осуществление хозяйственной деятельности на государственной границе. Статья 412 Хозяйственного кодекса Украины устанавливает, что любая хозяйственная деятельность на государственной границе Украины имеет специфику, обусловленную необходимостью охраны государственной границы Украины.
Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории [257, с. 95].
Защита государственной границы Украины является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности и состоит в скоординированной деятельности воинских формирований и правоохранительных органов государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом. Эта деятельность ведется в рамках предоставленных им полномочий путем применения комплекса политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, воинских, пограничных, иммиграционных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-карантийных, экологических, технических и других мероприятий.
Координация деятельности воинских формирований и правоохранительных органов государства по защите государственной границы осуществляется Государственной пограничной службой Украины.
Режим государственной границы Украины - это порядок пересечения государственной границы Украины, плавание и пребывание украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, захождение иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты Украины и пребывания в них, содержание государственной границы Украины, проведение разных работ, промышленной и другой деятельности на государственной границе Украины.
Следует отметить, что осуществление хозяйственной деятельности не должно препятствовать режиму государственной границы Украины, это является основанием для установления специального ограничительного режима хозяйствования на данной территории. Особенность правового регулирования хозяйственной деятельности на государственной границе Украины заключается в том, что такая деятельность осуществляется как на основе нормативно-правовых актов внутреннего законодательства, так и с учетом норм международных договоров, заключенных между Украиной и иностранными государствами, которые ратифицированы Верховной Радой Украины в установленном законом порядке. Основополагающим нормативно-правовым актом внутреннего законодательства в данной сфере является Закон Украины "О государственной границе Украины" от 4.11.1991 г. [318], который устанавливает особенности осуществления хозяйственной деятельности на государственной границе Украины.
Порядок осуществления всех видов хозяйственной деятельности на государственной границе Украины определяется соответствующими органами государственной власти Украины по согласованию с Пограничными войсками Украины, с учетом специфики местных условий, на основе Закона Украины "О государственной границе" от 4.11.1991 г.
В пограничной полосе и в контролируемом пограничном районе устанавливается пограничный режим. Порядок установления такого режима определяется Кабинетом Министров Украины.
С целью обеспечения на государственной границе Украины надлежащего порядка Кабинетом Министров Украины устанавливается пограничная полоса, а также могут устанавливаться контролируемые пограничные районы.
Пограничная полоса устанавливается непосредственно вдоль государственной границы Украины на его сухопутных участках или вдоль берегов пограничных речек, озер и других водоемов с учетом особенностей местности и условий, которые определяются Кабинетом Министров Украины. К пограничной полосе не включа