2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание....................................................2
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
ГЛАВА 1. ГРАВИТАЦИОННО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ ПОЛЯ.....................................13
§ 1. Гравитационно-центробежное поле во вращающемся
пространстве вокруг небесного тела.......................13
§2. Гравитационно-центробежное поле во вращающемся
пространстве, связанном с системой из двух небесных тел..15
ГЛАВА 2. ПРИВЯЗНЫЕ СПУТНИКИ У НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.....................18
£ 1. Привязные аппараты-спутники у планет и астероидов
на экваториальном тросе..................................18
§ 2. Привязные аппараты- спутники у планет и астероидов
на неэкваториальном тросе................................23
§ 3. Привязные аппараты-спутники у естественных синхронных
спутников планет.........................................21
§ 4. Результаты расчетов.....................................32
ГЛАВА 3. РАДИАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ИЗ СВЯЗАННЫХ ТРОСОМ ОРБИТАЛЬНЫХ
АППАРАТОВ-СПУТНИКОВ............................................36
£ 1. Краткий обзор...........................................36
§ 2. Весовой принцип равновесия..............................38
§ 3. Дополнение к теории радиальных тросов...................40
§ 4. Расчет РКС с тросом постоянного сечения.................41
§ 5. Расчет РКС, когда длина троса много меньше г с..........43
ГЛАВА 4. СПОСОБЫ ДОСТАВКИ ВОЗДУХА ИЗ ВЕРХНЕЙ АТМОСФЕРЫ НА ОРБИТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ С ПОМОЩЬЮ ТРОСОВЫХ СИСТЕМ................................................46
£ 1. Шланговая орбитальная воздухозаборная система...........46
§ 2. Орбитальный воздухоподъемник............................49
ГЛАВА 5. ТРИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 52
£ 1. Орбитальный конвейер-электростанция.....................52
§ 2. Космический сачок.......................................53
§ 3. Орбитальная ветроэлектростанция.........................64
3
ГЛАВА 6. КОСМИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА......................................66
§ 1. Радиальные связки космических зеркал......................66
§ 2. Перспективы эффективного применения ячеистых
космических зеркал.........................................72
§ 3. Перспективы создания искусственной луны...................74
§ 4. Приближенный расчет самоуравновешенных
тросовых связок из двух тел.............................. 78
ГЛАВА 7. КОСМИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ «НЕБЕСНОЕ ТЕЛО - ОРБИТА»..................................80
§ 1. Ленточные ТЭС.............................................81
§ 2. Космические конвейеры-электростанции......................88
§ 3. Эксцентриситетный двигатель для прямого
и обратного конвейеров «Луна - орбита».....................97
§ 4. Привязные поезда-электростанции...........................99
§ 5. Космический сифон-электростанция.........................100
§ 6. Космические газопроводы-электростанции...................108
§ 7. Колесно-конвейерная ТЭС..................................118
§ 8. Колесно-ленточная ТЭС....................................129
§ 9. Летящий космический конвейер.............................133
§10. Полюсные транспортно-энергетические системы
на астероидах, Марсе и некоторых спутниках планет.........142
ГЛАВА 8. КОСМИЧЕСКИЕ КОЛЬЦА......................................149
§ 1. Общая информация.........................................149
§ 2. Теория нагруженного космического кольца..................154
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПЕРСПЕКТИВУ) 158
§ 1. Внутренняя ограниченная задача двух тел..................158
§2. Защита населения Земли от космических угроз...............161
Литература
163
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Боле половины России относится к Северу, причем значительная ее часть лежит за полярным кругом, где ночь может продолжаться до нескольких месяцев. Однако, именно северные районы и большая часть Сибири с длительной зимой и суровым климатом обладают огромными запасами разнообразных полезных ископаемых, таких как газ, нефть, уголь, металлы и др., а также ценной древесиной. А вдоль северного шельфа, в недрах которого особенно много газа и нефти, проходит важная транспортная магистраль - Северный морской путь. То же относится и к Северу Канады с Аляской (США). В указанных районах явный дефицит тепла и света, что сильно мешает их освоению. Чтобы эти обширные территории стали более интенсивно заселяться (при создании необходимой инфраструктуры), а богатейшие ресурсы их недр широким потоком потекли в густонаселенные районы Земли, нужно их утеплить и осветить в ночное время за счет даровой энергии солнечного излучения. Но как?
Важно еще отметить, что существующие ракетные способы доставки грузов с Земли на орбиты очень дороги, происходит быстрое засорение околоземного пространства технологическим мусором, наша планета постоянно находится под угрозой астероидно-кометной бомбардировки (способной вызвать большую местную и даже глобальную катастрофу) и сильных магнитных бурь, вызываемых хромосферными вспышками на Солнце, а также под негативным влиянием нестабильности теплового режима на Земле, что чревато весьма опасными последствиями для многих миллионов людей, ибо может привести к значительному потеплению или похолоданию.
Кроме того, сейчас в ряде стран появился большой интерес к пилотируемым полетам на Луну и Марс с последующим созданием на них баз и освоением этих, а затем и других небесных тел (НТ).
Ввиду этого, необходимо заранее выдвигать, теоретически разрабатывать и обсуждать уже сейчас новые способы перевозки полезной нагрузки на орбиты альтернативные ракетному, которые превосходят его по экономичности
5
и производительности, причем, учитывая перспективу, особенно при массовой и даже промышленной транспортировке грузов. К тому же, это имеет и приоритетное значение для России, что само по себе не маловажно.
В связи с этими проблемами, требуется разработать (на уровне последних научно-технических достижений и прогнозируемых возможностей) новые нетрадиционные способы, направленные на эффективное их решение, что и делается в работе.
Следует подчеркнуть, что особенно большие возможности здесь открываются, если необходимые космические системы создавать преимущественно на базе широкого практического применения в космосе больших зеркал и длинных тросов, нитей, лент, труб и шлангов. Именно на основе быстро развивающейся тросовой космонавтики и широкого использования зеркал автор предложил и разработал множество перспективных и научно-обоснованных космических проектов, позволяющих успешно решить не только ряд важных гсопроблем, но и в перспективе проблем освоения других НТ Солнечной системы, а также межпланетного космического пространства.
Для решения поставленных задач изучается и развивается механика разнообразных космических тросовых, зеркальных и кольцевых систем, строится теория самоуравновешенньгх связок из двух и более тел, привязных спутников планет и астероидов, транспортно-энергетических систем на них, работающих на солнечной энергии, а также за счет кинетическое энергии собственного вращения НТ или механической энергии системы из двух НТ, рассматривается механическая теория движения жидкости и газа по вертикальной трубе и др. Это позволяет сделать вывод об актуальности и престижности диссертационных исследований.
Цель работы. Целью настоящей работы является разработка новых эффективных космических средств (главным образом на основе тросовой космонавтики и зеркал) для решения ряда земных и космических проблем, в том числе связанных с перспективами освоения небесных тел Солнечной системы (см. раздел научная новизна).
6
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы классической и небесной механики, теоретической физики, математического анализа, алгебры, теории потенциального силового поля и др. Кроме того, применяется разработанный автором метод расчета радиальных тросовых систем в виде «весового» принципа с помощью алгебраических весов космических объектов. В расчетах широко использовалась ЭВМ.
Научная новизна. В результате исследований получены следующие новые результаты:
1. Предложены три высокопроизводительных способа транспортировки воздуха из верхней атмосферы на орбитальные объекты (с помощью корабля-нырялыцика, космической шланговой системы и орбитального воздухоподъ-емника).
2. Получен патент РФ на космический сачок (№>2046081), который позволит очищать околопланетное пространство от технического мусора и метеорного вещества с последующей их переработкой на орбитальном заводе.
3. Получен патент РФ на орбитальную ветроэлектростанцию (№> 1804424), которая сможет одновременно применяться в качестве энергетической и тормозной установки.
4. Изучены гравитационно-центробежные силовые поля в равномерно вращающемся пространстве вокруг НТ и во вращающейся системе двух ИТ.
5. Рассмотрен ряд проектов создания больших ячеистых зеркал на геоцентрических орбитах и в системе Земля-Луна как эффективный путь освоения обширных северных территорий России и Канады (радиальные, кольцевые и радиально-кольцевые зеркальные системы).
6. Созданы основы теории для расчета равномерно нагруженных вертикальных космических тросов, лент, труб, как закрепленных на экваторе НТ и с привязными спутниками на вершинах, так и в виде радиальных орбитальных связок из многих аппаратов.
7
7. Решена задача о привязном спутнике, расположенном на вершине изогнутого троса, точка закрепления которого находится вне экватора вращающегося НТ.
8. Разработан метод расчета радиальной тросовой системы на основе введения понятия алгебраического веса.
9. Создана упрощенная теория расчета связок из двух тел, служащих для решения ряда геопроблем.
10. Изучены «маятниковые» колебания привязного спутника на равномерно нагруженном тросе.
11. Разработана теория нагруженного космического кольца.
12. Создан проект орбитальной плането-кольцевой электростанции, работающей за счет кинетической энергии собственного вращения Земли.
13. Рассмотрены перспективы глобального обустройства Земли и обеспечения ее космической безопасности от астероидно-кометных бомбардировок. Получена новая формула предела Роша, учитывающая наибольшие размеры и удельное разрывное напряжение для астероидов или кометных ядер.
14. Разработаны проекты искусственной луны - как эффективное средство освещения Земли в ночное время и нагревания некоторых ее северных районов, а также для предупреждения мини ледниковых периодов.
15. Создан проект эксцентриситетного двигателя, позволяющего поднимать грузы с поверхности Луны на орбиты за счет механической энергии системы Земля-Луна.
16. Предложен способ защиты Земли от перегрева и хромосферных вспышек на Солнце, вызывающих опасные для жизни магнитные бури, путем создания электромагнитной системы в точке Лагранжа системы Солнце -Земля.
17. Поставлена и решена внутренняя ограниченная задача двух тел, причем в перспективе она будет иметь важное практическое применение - экономичную транспортировку грузов внутри НТ при освоении его недр с помощью поездов-спутников.
8
18. Разработано несколько транспортно-энергетических систем (ТЭС), служащих для перевозки грузов, жидкостей и газов с экватора НТ на орбиты с одновременным получением электроэнергии: космический конвейер-
электростанция (авторское свидетельство на изобретение № 917482), ленточная ТЭС, космический трубопровод-электростанция, космический сифон-электростанция и космический газопровод-электростанция. Все эти ТЭС заработают за счет экологически чистой и практически неограниченной кинетической энергии собственного вращения НТ или механической энергии системы двух НТ.
19. Решены задачи о движении жидкостей и газов по вертикальной трубе.
20. Рассмотрен вертикальный летящий космический конвейер, предназначенный для транспортировки грузов с НТ на орбиты.
21. Разработаны колесно-конвейерная и колесно-ленточная ТЭС, служащие для комплексного решения трех важных проблем: перевозки грузов по экватору НТ, их транспортировки с НТ на орбиты и получения электроэнергии.
22. Создано несколько проектов больших орбитальных городов с искусственной тяжестью и поселений на астероидах и спутниках.
23. Изучены перспективы использования вращающихся систем для получения космических скоростей, выброса материалов и отходов, коррекции орбит и маневрирования.
24. Разработано несколько способов использования метеорных колец, существующих вокруг планет-гигантов, в качестве источников сырья и энергии для создания и обеспечения функционирования орбитальных поселений.
25. Предложено экономичное решение проблемы создания благоприятных температурных и световых условий на далеких от Солнца НТ (на Марсе, астероидах, спутниках планет и в системе Плутон-Харон), как необходимое условие их освоения с помощью гелиокольцевых солнечных электростанций с лазерами и двойных зеркальных искусственных солнц.
9
26. Выдвинуто ряд научно обоснованных проектов крупномасштабных астроинженерных сооружений, служащих для облегчения поиска высокоразвитых внеземных цивилизаций (ВВЦ), в частности проект оболочки, полностью перехватывающей излучение звезды (взамен сферы Дайсона как неустойчивого образования).
27. Предложен метод обнаружения возможных ВВЦ в межзвездном космическом пространстве.
Теоретическое и практическое значение. Основное теоретическое значение выполненной работы указано в пунктах № № 4, 6, 7-11, 17-21 научной новизны. Техническая разработка предложенных космических проектов позволит в перспективе решить ряд важных практических задач: значительно увеличить эффективность транспортировки грузов и людей с НТ на орбиты и по поверхности НТ, причем с получением электроэнергии, использовать при этом кинетическую энергию собственного вращения НТ и механическую энергию системы двух тел; резко удешевить перевозку воздуха на орбитальные объекты; произвести очистку околопланетного пространства от технического мусора и метеорного вещества с частичной их утилизацией; получить электроэнергию для орбитальных объектов за счет кинетической энергии собственного вращения Земли; уменьшить космические опасности для нашей планеты; использовать даровое солнечное излучение для создания ночного освещения и утепления некоторых северных территорий Земли, имеющих важное народнохозяйственное значение и др., вплоть до ряда космических проектов, облегчающих освоение всей Солнечной системы; избежать перегрева Земли и снижения интенсивности магнитных бурь на ней.
На защиту выносятся новые результаты, перечисленные в пунктах 1-21 научной новизны, которые изложены, в основном, в 1 - 3 томах и, частично, в четвертом томе Собрания трудов автора.
Апробация работы и публикации. Основные результаты исследований докладывались на Международном Аэрокосмическом Конгрессе (Москва, 1994 г.), на четырех Международных Форумах по проблемам науки, техники
10
и образования в пяти докладах (Москва, май 1997 г., декабрь 1997 г., вып. 2 (два доклада), в 1998 и 1999 гг.), на двадцати научных чтениях им. К.Э. Циолковского (Калуга, IX, X, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XIX, XXI, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVIII, XXIX, XXXI, XXXII, XXXIV, XXXV, XXXVI Чтения), на Гагаринских чтениях по авиации и космонавтике (Москва, 1974 г.), на многочисленных итоговых ежегодных (1968-2002 гг.) научных конференциях АГПУ (АГПИ).
По материалам диссертации (на протяжении 1969 - 2001 тт.) опубликовано множество (около 150) научных работ, причем даются ссылки на 108 из них, общим объемом более 85 уч. изд. листов (см. литературу). Главным образом, работы публиковались в Ученых записках АГПУ (АГПИ), в центральных академических журналах («Космические исследования», «Известия АН СССР. МТТ»), в трудах Международных Форумов, в журнале фундаментальных и прикладных исследований «Естественные науки», в виде около 50 депонированных в ВИНИТИ научных работ и в Собрании трудов (см 1 - 4 тома). Получены авторское свидетельство на изобретение и два патента.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, восьми глав, дополнительных исследований и списка цитированной литературы. Работа содержит 182 страницы, включая 50 рисунков и список литературы из 179 наименований.
Содержание работы распределено по главам следующим образом.
В первой главе рассматриваются гравитационно-центробежные потенциальные силовые поля, которые существуют во вращающемся пространстве, окружающем небесное тело (НТ), и в пространстве, связанном с равномерно вращающейся системой из двух НТ. Во второй главе изучаются привязные спутники у вращающихся планет и астероидов, причем трос может быть закреплен как на экваторе НТ, так и вне его, а также у естественных спутников планет. Третья глава посвящена теории тросовых связок орбитальных аппаратов, когда они располагаются радиально. Выводится новый - весовой принцип равновесия и дается расчет радиальных космических систем для ряда
случаев: когда нагруженный трос сначала является равнонапряженным, а затем теряет эту особенность; когда площадь поперечного сечения троса или ленты имеет постоянное значение; и когда длина троса много меньше радиуса орбиты его центра масс. В четвертой главе рассматриваются способы доставки воздуха из верхней атмосферы на орбитальные объекты с помощью шланговой воздухозаборной системы и орбитального воздухоподъемника и указывается на теоретические разработки по созданию для этого специального транспортного космического корабля-нырялыцика.
В пятой главе исследуются три перспективные системы: орбитальный конвейер-электростанция, космический сачок, служащий для очистки околоземного космического пространства от технического мусора и метеорного вещества, а также орбитальная ветроэлектростанция, играющая роль как тормозной, так и энергетической установки.
В шестой главе изучаются космические ячеистые зеркала в виде радиальных связок и искусственной луны, указывается на 22 их практических применений (в перспективе) и дается способ приближенного расчета.
Седьмая (самая большая) глава посвящена теоретическому изучению (на перспективу) 15 экономичных и очень производительных транспортноэнергетических систем, служащих для транспортировки грузов с НТ на орбиты с одновременным получением электроэнергии и даже перевозкой грузов по поверхности НТ, причем (главным образом) за счет экологически чистой и практически неограниченной кинетической энергии собственного вращения НТ или механической энергии системы двух НТ.
В восьмой главе изучаются кольцевые и радиально-кольцевые космические системы, в частности, с применением больших ячеистых зеркал, а также плансто-кольцевая электростанция. Дается теория нагруженного космического кольца, и приводятся числовые примеры. В дополнительных исследованиях рассматривается внутренняя ограниченная задача двух тел, которая в будущем найдет важные практические применения при освоении недр НТ, и новые идеи по защите населения Земли от космических угроз.
12
Для облегчения знакомства с его работами, автор сразу обращает внимание на то, что все их можно найти (кроме самых последних) в Собрании трудов [1-5], на которые он дает параллельные ссылки с указанием страниц.
В работах, в основном, изучаются перспективные космические тросовые системы, которые найдут практическое применение, и их теоретическое обоснование на базе собственных разработок автора. Как известно, впервые тросы в космосе рассматривались еще пионерами космонавтики К.Э. Циолковским [6] и Ф.А. Цандером [7].
Однако в эпоху реальных космических полетов они привлекли внимание многих специалистов и интерес к ним стал быстро расти после появления статей Ю.Н. Лрцутанова [8] и группы американских ученых [9] о космическом лифте. Эти сообщения очень заинтересовали и меня.
Первые работы автора по тросовой космонавтике относятся к 1968 г., когда им были сделаны два доклада на итоговой научной конференции АГПИ, опубликованные в 1969, в одном из которых рассматривался по существу привязной спутник планеты (с учетом ее сжатия) и движение аппарата по тросу, закрепленному на экваторе [10, 1 стр. 145], а в другом - тоже привязной спутник, но когда точка закрепления троса расположена вне экватора [11, 1 стр. 117]. По терминологии, принятой в то время, такие тросовые системы назывались космическими лифтами (КЛ). Кроме того, в 1969 г. напечатана и третья статья, где изучаются способы запуска аппаратов на орбиты с помощью КЛ [12, 1 стр. 120].
ГЛАВА 1. ГРАВИТАЦИОННО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ ПОЛЯ
§ 1. Гравитационно-центробежное поле во вращающемся пространстве
вокруг небесного тела
Поскольку экваториальный трос с привязным спутником на вершине находится под действием гравитационной силы притяжения к планете и центробежной силы инерции, вызванной ее собственным вращением, то с самого начала (1968 г.) мною вводится (с целью упрощения формул) гравитационноцентробежное (ГЦ) силовое поле в плоскости экватора планеты и даже с учетом ее сжатия б [10, 1 стр. 145], причем для его потенциала V и алгебраического значения напряженности q получено
где р - гравитационный параметр планеты, со0 - угловая скорость ее собственного вращения, go - ускорение силы тяжести на экваторе, а - большая полуось планетного сфероида, г - расстояние от центра планеты до какой-либо точки троса.
Здесь же [10, 1 стр. 145] получено, что закон изменения площади поперечного сечения S с расстоянием г для вертикального равнонапряженного троса, закрепленного на экваторе вращающейся планеты в форме сфероида со сжатием 6, имеет вид
(і)
14
где р - плотность материала троса, а а — напряжение в нем, а Бд и гЛ - значения 8 и г в точке закрепления А.
Если в формулу (2) ввести потенциал V ГЦ-поля, согласно (1), то она примет более простой вид
S = SAexp{£[V(r)-VA]j.
В дальнейшем ГЦ-поле широко применяется при изучении не только планетных [13, 1 стр. 112], но и орбитальных [14, 1 стр. 17] тросовых систем, не связанных с небесным телом (НТ), которые расположены радиально и вращаются вокруг НТ с постоянной угловой скоростью са, причем для его потенциала V и алгебраического значения напряженности q принимается, что
V=--^-r2-—, q = co2r--^r. (3)
2 г г
Здесь р - гравитационный параметр НТ, а г - расстояние от его центра масс до какой-либо точки системы.
Для эквипотенциальных линий (V = const) ГЦ-поля [13, 1 стр. 12], [14. 1 стр. 17], существующего в пространстве, которое равномерно вращается вокруг НТ с угловой скоростью 0) в прямоугольных координатах х, z (z - ось вращения НТ) найдено
z = -
а2
-»V’E. wsVE.
b-x‘
а = 2r?, г3 = p/co2, b = - 2V/(02.
Уравнение силовых линий ГЦ-поля [13, 14] в наиболее важной области, когда г2« х2, имеет вид
(л
I
X,
zo
z = x—
L0
Гс - Xp
r3-x3
Ч С A /
где х0 и го произвольные начальные значения х и г (2у«х{2). Эквипотенциальные и силовые линии ГЦ-поля [13, 14] (в безразмерных переменных) показаны на рис. 1.
Рис. 1. Эквипотенциальные и силовые линии гравитационно центробежного поля (в безразмерных величинах, V - потенциал).
§2. Гравитационно-центробежное поле во вращающемся пространстве, связанном с системой из двух небесных тел.
Кроме того, изучается ГЦ-поле в пространстве, связанном с равномерно вращающейся системой из двух НТ вокруг оси г [15, 1 стр. 29]. Для его потенциала V и проекций цх, цу, qz вектора напряженности с} на оси прямоугольной системы координат ОХУЪ с началом в барицентре системы и осью у, проходящей через центры масс обоих тел, найдем
V = -
012(х2 1 У2^
[х2 + (а, + у)2 + 22 1/2 [ 2 ( \2 2 У ’ [х +(а2-у) +г \ 1
(4)
а,=- —, а2 =- —, со2(а| + а2)=ц, + ц2,
1 + ц,/ц2 1 + ц2Лч
а =____________________________ М__________________________,_ ^ , +со^х
Чх I о7V) тПТТ ГГ ' “ 11з/2 ’
[х2 + (а, + у)2 + г2]3/2 [х2 +(а2 -у)2 +г2]'
П =- ^|(а1 + у) , ^г(а2 ~у) ..,.2..
Г~2 ~( У Г 2 ( \2 213/2 У’
[х +(а, +у) + х2 |х-+(а2-у) + z2\
16
я Ц12 - - ^
[х2+(а, + у)2 +г2]3' 2 [х2 + (а2 - у)2 + ’
где ц | и р2 — гравитационные параметры двух тел - планеты и спутника (скажем, Земли и Луны), о) - угловая скорость их орбитального вращения вокруг оси ъ, проходящей через барицентр О системы.
Положение пяти точек либраций, в которых <5 = 0, определяется из уравнений цх = 0, яУ= 0, <\г = 0. Если г - алгебраическое расстояние, отсчитанное от центра масс спутника вдоль прямой у, то для потенциала V и алгебраического значения напряженности q, изучаемого ГЦ-поля, получим [15, 1 стр. 31, 33]
У = Ч),5со2(а2 + г)2--^ + —, а = а, + а2 (5)
а + г г
Я = = со2(а2 + г)- и2аЗ=д, + М2, (6)
<3г (а + г) г
а а
а —" ; , а2 — —- - .
1 + Р1/Ц2 1+
В формулах (5), (6) и дальше, где стоят два знака одновременно, берем плюс, если точка находится между НТ (когда г < 0) и минус, если она расположена за спутником (когда г > 0). Наглядно ход потенциала V и напряженности ц, вдоль прямой, соединяющей центры масс двух НТ, согласно (5) и (6), показан на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Ход потенциала V ГЦ-поля во вращающейся системе двух тел вдоль прямой 0)02, соединяющей их центры (С - барицентр системы).
- Київ+380960830922