Ви є тут

Народное направление в грузинской станковой живописи второй половины XVIII - XIX веков

Автор: 
Дзуцова Ирина Петровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
190
Артикул:
134262
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение..................................................... 4
Глава I. Исторические и эстетические предпосылки возникновения и развития иконостасной живописи на холсте.................................................. 14
1. Генетическая связь иконостаса с алтарной преградой......................................... 14
2. Иконостасная живопись на холсте как доминирующее начало иконостасной художественной.- системы .................................... 16
V
3. Практика распространенности иконостаса в Грузии и ее краткий обзор......................... 19
4. Художественный рынок в Тифлисе................. 32
5. Цеховая организация /амкар/ живописцев в Тифлисе.......................................... 37
Глава П. Художественно-стилистические особенности грузинской иконостасной живописи на холсте вт.пол. ХУШ-Х1Х вв................................................. 44
1. Датировка икон.................................109
2. Архитектурный фон, пейзаж и орнамент в изобразительной системе икон.........................112
3. Колористический строй икон.....................115
4. Надписи на иконах..............................119
5. Сюжеты икон: оригиналы и копии.................130
Глава Ш. Народное и профессиональное в грузинской иконостасной живописи на холсте вт.пол. ХУШ-XIX вв......................................................146
I. Иконы народного и профессионального письма - свидетельство двух направлений в иконостасной живописи................................146
- 3 -
Стр.
2. Социально-общественное положение городских и провинциальных мастеров и их творческая деятельность........................ 151
Заключение..................................................... 156
Примечания..................................................... 171
Би бли ографи я................................................ 183
Приложение. Материалы для словаря художников работавших
в Грузии в ХУШ-Х1Х веках....................... 191
Фотоальбом..................................................... 248
- 27 -
Ссылаясь на Е.Вейденбаума, в неизвестном авторе можно предполагать Мкргума Овнатаняна^. По контракту, заключенному Осетинской Духовной Комиссией с художником Федором Хламовым и иконостасных дел мастером Петром Насенкиным, в 1860 г. были установлены ико-ностасы в церквах с. с* Гуда и Ах пели /ныне в Душетском районе/*®.
В фондах ЦША Г.ССР хранятся, записи расписки и другие документы, подтверждающие, что иконостасы эти были построены из сосны, украшены мелкой резьбой и позолотой на гульфарбе и полименте. Всего было исполнено II икон на доске и холсте, художественные достоинства которых отмечались в Донесении местных священников в Канцелярию экзарха Грузии.
В 1835 г. на средства и по ходатайству вдовы Давида Эристави Ксанского, княжны Марии были возобновлены церковь св.Мученицы Марты в с.КОрінта и церковь Успения в с. Адзвиси /Каргли/. Здесь были установлены иконостасы с написанными для них иконами .
Один из представителей династии грузинских художников и иконописцев Антон Давидович Гегелидзе в 1844 г. на свои средства установил деревянный иконостас в церкви св.Ниш Тифлисского СДа-
од
сопреображенского монастыря и для него 15 больших икон на холсте** Будучи старостой Тифлисской придворной церкви св.Георгия, Антон Гегелидзе на свои средства расписал также Авлабарскую кладбищенскую церковь в Тифлисе и установил здесь иконостас. В архивных матеріалах сохранилось "Прошение Тифлисского гражданина Антония Давидова сына Гегелидзе" следующего содержания: "Состоя с 1853 года старостою при Тифлисской св. Велик ому ченика Георгия церкви, я возымел желание и по доброй моей воле расписал означенную церковь примерами из Нового Завета и св.Угодников Божьих. Во время
работ Ваше Высокопреосвященство осматривал помянутую церковь,
- 28 -
каковую работу сего 1859 года октября месяца окончил. Об этом почтительнейше докладываю Вашему Высокопреосвященству с представлением свидетельства священника Георгия Мелитаурова, долгом счел присовокупить, что в 1844 году по веданному мне митрополитом Исидором плану, я поставил в Петропавловской кладбищенской на Авла-баре церкви иконостас на собственном моем иждивении, о чем известно строившему церковь эту благочинному протоиерею Чрелаеву". Под текстом художник подписался по грузински: Староста сын Давида Гегелидзе26. Упомянутый Чрелаев /Чрелашвили/ ходатайствовал перед экзархом Евсевием, а тот, в свою очередь, перед Департаментам общих дел /бароном А.Николаи/ о представлении усердного старосты и художника к серебряной медали на Станиславской ленте с надписью "За усердие" для ношения на шее. К сожалению, Антон Ге-гелидзе скончался в сентябре 1862 года, не успев получить свою награду26.
Кроме Антона Гегелидзе, росписью церквей и иконолисанием занимались и другие представители художественной династии Гегелидзе.
В 1841 г. Иоане Христофоровичу Гегелидзе было заказано написать иконы для иконостаса Джугаанской Знаменской церкви Дахети/. В фондах ЦША ГССР хранятся документы, касающиеся выполнения этого заказа, а также рюунок-схема иконостаса, подписанный Иоане Гегелидзе /илл.2/27. Над царскими вратами он поместил икону Воскресения, под ней малые изображения двунадесятых праздников, по обе стороны на 4-х ярусах - иконы с сюжетами Тайной Вечерк, Преображения, Моления о чаше, Суда Пилата. В иконостасе помещены были изображения Архангелов, св.Нины, Дмитрия Самопожергвователя, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других святых, мучеников и отцов церкви26.