ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 4
Глава 1 Анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теорий их взаимодействия.................... 13
1Л Исследование терминов «художественный образ» и «композиция»........................................................ 13
1.2 Взаимодействие композиции и художественного образа с точки
зрения психологического аспекта восприятия................. 25
1.3 Взаимосвязь образного и логико-вербального типов мышления в
процессе функционирования правого и левого полушарий мозга человека........................................... 31
Глава 2 Генезис развития композиционной структуры объектов мебели в историческом срезе с XVIII по XXI век и ее влияние на формирование образного решения........................................... 36
2.1 Понятие «стиль» (и факторы, влияющие на его изменение) в контексте композиционного развития утилитарногопредмета среды 36
2.2 Композиционные характеристики доминирования тех или иных принципов в истории развития мебели с XVIII по XXI век 48
2.3 Выявление зависимости образного решения от изменения
композиционных принципов..................................... 103
Глава 3 Взаимосвязь композиции и художественного образа в проектном
процессе формообразования ................................... 109
3.1 Понятие «форма» и процесс формообразования в дизайне мебе- 109
ли.........................................................
3.2 Визуальная структура восприятия предмета мебели............... 118
3.3 Структура замысла утилитарного предмета дизайнером............ 131
3.4 Композиционная структура формообразования мебели.............. 145
Заключение............................................................. 166
3
Библиографический список использованной литературы..................... 170-
N 184
Ч
^ Приложение .......................................................... 185-
195
V
«
*
18
Советский энциклопедический словарь 1982г. издания «образ» трактует с точки зрения философии как «результат и идеальную форму отражения предметов и явлений материального мира и сознания человека. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает объект». «Образ художественный» тог же источник определяет как - «...способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувств и смысловых моментов» [146, стр. 907]. Следовательно, образ отражает материальный объект в визуальной форме, а художественный образ, также базируясь, на форме, являет собой единство чувственного и смыслового, эмоционального и содержательного в объекте.
Деятельность по созданию образных языков, связанную с поисками пластических средств выражения образа в материале, - указывает Г. Демос-фенова, - мы называем художественной деятельностью. Образ, являющийся результатом такой деятельности и выраженный пластически совершенно, -художественным образом. Особое восприятие действительности, при котором происходит порождение образов, соотнесенных с их пластическим выражением, - художественным восприятием действительности [47, стр. 32].
Художественный образ имеет причастность к философским, эстетическим, пропедевтическим, изобразительным, семиотическим, психологическим и другим сферам познания.
В области взаимосвязи философии и искусства Р. Зобов и А. Мосте-пенко определяют образ как свойство произведения, которое позволяет раскрыть эмоционально-чувственное содержание через живую конкретность проявления [63, стр. 15]. С помощью образа достигается цельность внешнего облика объекта с его идейным внутренним содержанием.
Художественный образ в архитектуре и прикладных искусствах, отмечает теоретик дизайна Е. Лазарев, «... выражает в художественной форме об-
19
раз жизни и мировоззрение человека. В дизайне он является основным носителем смысла разработки» [91, стр. 149].
Исследователь теории дизайна В. Сидоренко обозначает художественный образ в дизайне как конкретную форму культурной коммуникации, он пишет: «Художественный образ - это предмет как культурно-смысловая целостность, как образ культуры» [137, стр. 14].
Искусствоведы, специалисты в области дизайна В. Рунге и В. Сеньков-ский утверждают, что «образ в дизайне выражает в художественной форме образ жизни и мировоззрение человека» [132, стр. 149].
Исследователь итальянского дизайна Г. Курьерова отмечает, что образ в проектировании сочетает в себе конкретный образ, черты которого выражаются в индивидуальности, неповторимости, находятся глубоко в подсознании дизайнера и черты типические, задаваемые конкретно-историческим типом культуры, выражающие смыслы и ценности субкультурной формации [84, стр. 144-145].
Теоретик искусствоведения, исследователь метафоры в дизайне Е.Жердев определяет художественный образ как «всеобщую категорию художественного творчества, присущую искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов» [55, стр. 15].
В дизайне понятие «образ», - пишет О. Чепурова, - имеет более узкий специфический смысл - это идея, воспроизводящая общую форму, выражающую смысловое значение, основанием которой служит её функциональное назначение [163, стр. 12].
Через образное представление устанавливается связь пластической материальной формы предмета мебели с её эмоциональной, идеалистической основой, связь внешней организации формы с ее содержанием, т.е. совершается переход от материального к идеальному. «Способ упорядоченности объекта, создаваемого человеческой деятельностью определяют образ-процесс,
- Київ+380960830922