2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение............................................................3
1 ГЛАВА. Художественный язык фильмов Питера Гринуэя до появления цифрового кино......................................................17
1. От живописи к кинематографу: особенности перехода..............17
2. Специфика ранних фильмов.......................................33
3. Новый взгляд на киноязык: «Контракт рисовальщика», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «ZOO»..........................................45
2 ГЛАВА. «Чемоданы Тульса Люпера» как опыт мультимедиа ............65
1. Трилогия о Люпере как ветвящийся сюжет........................65
2. Визуальное решение ленты.......................................75
3. Фильм как основа медиа-проекта.................................91
3 ГЛАВА. Влияние цифровых технологий на язык авторского кино ......105
1. Этапы внедрения цифровых технологий в киноиндустрию .........105
2. Поэзия в цифрах: новый инсгрумент в авторском кинематографе 118
3. Творчество П. Гринуэя: второе дыхание........................139
Заключение........................................................151
Библиография ......................................................157
Фильмография ......................................................163
з
Введение
Искусство развивается в контексте культуры. Само искусство есть неогьемлемая составляющая культуры. Эволюция искусства связанна с изменением шкалы ценностей в обществе, с трансформацией философских и религиозных представлений и социально-экономических отношений. И, конечно же, развитие искусств в немалой степени зависит от научно-технического прогресса, причем не только от общего уровня технических возможностей общества, но и от отдельных инновационных технических решений, применимых к художественной сфере.
Так, в развитии музыки существенное значение имело появление новых музыкальных инструментов. Без технических возможностей органа не было бы Баха. Без широчайшего спектра духовых инструментов, от гобоя до флейты, не родились бы симфонии Бетховена. Появление рояля и пианино вызвало к жизни такое понятие, как фортепианная музыка, и подарило человечеству Шуберта, Грига, Шопена, Рахманинова. Создание электромузыкальных инструментов, а потом и синтезаторов звука, положило начало новой музыкальной эры.
В изобразительном искусстве появление масляных красок, техники письма на холсте и обрамление произведений положили начало станковой живописи, оторвав художника от функций декорирования помещений.
Это лишь несколько примеров, из которых видно, что технические новшества были не просто научными или инженерными находками, а становились непосредственными элементами творчества, не только влияли на их художественную и поэтическую ценность, но и порождали целые направления в искусстве.
Между музыкой и изобразительными искусствами в способах регистрации или фиксации произведения и его воспроизведения есть
16
цифровых технологий и художественным особенностям фильм и проект в целом существенно отличаются друг от друга.
В третьей главе рассматриваются этапы внедрения цифровых технологий в кинематограф, использование этих технологий Питером Гринуэем и их влияние на творчество режиссера.
17
1 ГЛАВА
Художественный язык фильмов Питера Гринуэя до появления
цифрового кино
1.1. От живописи к кинематографу: особенности перехода
Прошедший двадцатый век был веком расцвета кинематографа, явившего миру имена выдающихся творческих личностей от Жана Ренуара и Пауля Вегенера до Дерека Джармена и Джузеппе Торнаторе. Эти люди пришли в кинематограф разными путями, из различных общественных слоев и с несхожим начальным образованием. Так, Чарлз Спенсер Чаплин жил в сиротском доме и в четырнадцатилетием возрасте был практически неграмотен, тогда как Лукиано Висконти вошел в мир кино из родового замка, с классическим образованием. Однако при внимательном ознакомлении с биографиями гигантов кинематографа прослеживается очевидная закономерность в том, что большинство из них в той или иной степени соприкасались с живописью или графическим искусством. Жан Ренуар — сын одного из основателей импрессионизма Огюста Ренуара; занимался живописью с детства; Микеланджело Антониони - рисовал с детства; Федерико Феллини -работал карикатуристом; Дерек Джармен - окончил школу искусств; Вим Вендерс - работал в гравюрном ателье; Аньес Варда - была фотографом; Дэвид Линч - окончил пенсильванскую академию искусств, занимался живописью, скульптурой, фотографией; Люк Бессон - занимался подводной фотосъемкой. Этот ряд можно продолжать и продолжать. Мы посчитали необходимым заострить внимание на данной особенности, так как приверженность разным художественным школам, традициям и вкусам в живописи, графике и фотоискусстве, так или иначе, отразилась на творчестве великих представителей кинематографа.
- Київ+380960830922