Ви є тут

Разработка математической модели и методики расчета рассеяния вредного вещества в атмосферном воздухе от подвижных источников железнодорожного транспорта

Автор: 
Филимонова Галина Петровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000273927
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение..................................................... 5
Глава 1. Выбор объекта исследования..................... 11
1.1 Введение....................................... 11
1.2. Обзор источников загрязнения атмосферного воздуха на железнодорожном транспорте 14
1.2.1. Некоторые классификационные признаки источников загрязнения......................... 14
1.2.2. Стационарные источники загрязнения 15
1.2.3. Передвижные источники загрязнения 16
1.3. Тепловозная тяга как источник загрязнения атмосферного воздуха........................... 19
1.3.1. Масштабность использования тепловозной тяги....................................... 19
1.3.2. Состав вредных выбросов в отработавших газах дизелей тепловозов....................... 20
1.3.3. Количественные характеристики состава вредных выбросов в отработавших газах... 24
1.3.4. Описание основных элементов вредных выбросов....................................... 26
1.3.5. Заключение.............................. 29
1.4. Нормативно-методические документы по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для железнодорожного транспорта 30
3
1.5. Существующие математические модели и методы расчета рассеяния вредного вещества в атмосферном воздухе.................................. 33
1.5.1. Обоснование необходимости изучения распространения выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе от тепловозной тяги..................................... 33
1.5.2. Классификация математических моделей.. 34
1.5.3. Краткое описание наиболее распространенных математических моделей................... 36
1.6. Выводы по первой главе......................... 40
Глава 2. Математическая модель определения средних значений концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе от подвижных и стационарных объектов железнодорожного транспорта.................................. 41
2.1. Введение....................................... 41
2.2. Анализ основных особенностей источников выброса вредных веществ на железнодорожном транспорте и постановка задачи....................... 43
2.3. Определение средних значений концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе от источников загрязнения, движущихся по магистрали............................................... 47
2.4. Определение средних значений концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе от случайно распределенных на местности транспортных средств.................................... 61
2.5. Выводы по второй главе......................... 70
12
При такой масштабной деятельности железнодорожной отрасли, очевидно, что в процессе эксплуатации различного рода объектов железнодорожного транспорта, а также порой из-за неправильного их использования или несоблюдения норм и правил техники безопасности наносится непоправимый экономический и экологический ущерб состоянию природной среды. Об этом, но с законодательной точки зрения записано в законе Российской Федерации о железнодорожном транспорте [5]: “предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде...". Это означает, что предприятия железнодорожного транспорта, также как и предприятия других отраслей народного хозяйства, призваны обеспечивать защиту природной среды от загрязнения. Наиважнейшим объектом природной среды является атмосферный воздух. Известно, что если без еды человек может жить десятки суток, без воды - несколько дней, то без воздуха лишь считанные минуты [6]. Это только одна наиболее явная причина, по которой такое огромное внимание в государственном масштабе уделяется состоянию атмосферного воздуха.
При нарушении установленных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух предприятием и (или) превышении утвержденных Министерством здравоохранения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе органами государственного контроля может быть приостановлена, ограничена или запрещена деятельность такого предприятия. А лица, по вине которых произошли эти нарушения, могут подвергаться дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в зависимости от степени причиненного ущерба.
Существует немало и других факторов, благодаря которым проблема снижения негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха
13
объектами железнодорожного транспорта оказывается такой же важной, как и для иных отраслей народного хозяйства. Прежде всего это комплексный подход к решению задачи обеспечения здоровой среды обитания, при котором необходимо учитывать все источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Анализ объектов железнодорожного транспорта указывает на наличие существенных проблем, связанных с загрязнением воздушного бассейна. Так только выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников железнодорожного транспорта составляют 1,65 млн.т и от стационарных (по разным источникам эта цифра меняется) от 169,6 тыс.т до 400 тыс.т в год [7]. Кроме этого, если промышленные предприятия имеют локализованное в местах их расположения взаимодействие с окружающей средой, то подвижные источники железнодорожного транспорта оказывают влияние на состояние атмосферного воздуха по всей территории их перемещения, а это от нескольких километров до нескольких десятков тысяч километров.
Наконец исследования в промышленно развитых европейских странах [8-10] указывают на разработку и внедрение в период до 2005 года государственных программ, предусматривающих перераспределение перевозочной работы с автомобильного и воздушного транспорта на железнодорожный, как обладающий меньшей эмиссией вредных веществ в атмосферный воздух. Следовательно, можно предположить, что аналогичная тенденция развития транспорта будет иметь место в начале нового столетия и в Российской Федерации, а это означает, что проблема чистого атмосферного воздуха как на локальном, так и на региональном уровнях будет еще существовать.
Решение всякой проблемы начинается с изучения причины ее возникновения. Применительно к объектам железнодорожного транспорта это изучение источников загрязняющих атмосферный воздух.