Ви є тут

География и динамика этнической структуры населения Северного Кавказа

Автор: 
Белозеров Виталий Семенович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000306744
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Заселение Северного Кавказа и формирование этнической структуры населения в период его колонизации
1.1. Общие черты колонизации
1.2. Миграции славянского населения на Северном Кавказе
1.3. Эмиграция народов Северного Кавказа
1.4. Иммиграция народов и формирование диаспор в Северокавказском районе
1.5. Динамика этнической структуры населения Северного Кавказа в пореформенный период
Глава 2. Формирование этнической структуры и расселение народов на Северном Кавказе в советское время
2.1. Этническая структура населения в довоенный и послевоенный периоды
2.2. Демографические последствия предвоенного, послевоенного голода и раскулачивания
2.2.1. Демографические последствия голода
2.2.2. Коллективизация, ее демографические последствия и влияние на расселение
2.3. Принудительные и компенсационные миграции
2.4. Возвращение «наказанных» народов и формирование их диаспор
2.5. Региональные этнические особенности эволюции расселения населения в районе (на примере Ставропольского края и Республики Карачаево-Черкесия)
Глава 3. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе и их влияние на динамику' этнической структуры и расселение народов.
3.1. Этнонолитическая ситуация и этнотерриториальные конфликты на Кавказе и их влияние на расселение народов
3.2. Миграционные процессы на Северном Кавказе
3.3. Миграционные процессы в русской части района (на примере Ставрополья
Глава 4. Русские на Северном Кавказе: эволюция и проблемы расселения
4.1. Общие черты динамики расселения русских на Кавказе
4.2. Демографические процессы и динамика расселения русских в равнинном Предкавказье
4.3. Региональные особенности расселения русских в равнинном Предкавказье
4.4 Демографические процессы и динамика расселения русских в республиках района
4.5. Региональные особенности эволюции расселения русских в республиках района
Глава 5. Демографические процессы и расселение титульных народов республик Северного Кавказа и нетитульных народов
5.1. Динамика демографических процессов и расселение титульных народов в республиках Северного Кавказа
5.2. Демографические процессы и эволюция расселения титульных народов северокавказских республик в степном Предкавказье
5.3. Этнодемографические процессы и расселение нетитульных народов
Глава 6. Итога этнодемографических процессов и типологическое районирование этнической структуры населения на Северном Кавказе
Заключение
Использованная литература
этнические особенности. К концу рассматриваемого периода естественный прирост в Черномории и 'Герской области повышается, в Дагестанской области остается пониженным, а в Кубанской области и на Ставрополье становится очень высоким на общероссийском уровне. Это определило региональные особенности характера динамики этнической структуры населения в районе.
1.3. Эмиграция народов Северного Кавказа
Одними из серьезных последствий победы России в многолетней Кавказской войне стало усиление эмиграционных настроений среди побежденной части горских народов и последовавшая собственно эмиграция. Победители нисколько не возражали: прямо или косвенно они и сами подталкивали горцев к эмиграции, причем не только «кнутом» (политическими и религиозными притеснениями, ограничением крепостного права и другими вмешательствами в социальную иерархию феодального горского общества), но и «пряником» - денежными подъемными выплатами, поощряющими отъезд, оплатой транспортных расходов. Формально же их переселение ни в коей мере не было принудительным: если бы они остались, им достались бы и земли, хотя и не такие ценные, как те, что получали казаки.
Эмиграционные процессы на Северном Кавказе, или так называемое “мухаджирство”, начались еще до полного окончания Кавказской войны и с различной интенсивностью и длительными перерывами продолжались чуть ли не до Первой мировой войны. Но период их наибольшей интенсивности пришелся на 1859-1865 гг., В. Г. Гаджиев выделяет в них три внутренних подэтапа (1859-1862 гг., 1863-1864 гг. и 1865 г.). До этого времени эмиграция если и происходила, то, как правило, под видом совершения «хаджа» - паломничества в Мекку. Царские власти редко отказывали в удовлетворении таких просьб, хотя возвращавшиеся из «хаджа» становились завербованными агитаторами турецкого султана, которых, кстати, никто не гнал.
Общую позицию правительства в этом вопросе с военной четкостью изложил 26 апреля 1861 года командующий войсками Терской, а позднее Кубанской областей генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов: «Полагаю полезным для народа и правительства удаление беспокойных людей» (История народов.., 1988, с.205, со ссылкой на: ГАКК, ф. 327, оп.1, д. 3, л. 3). В другой раз он объявил шапсугскому народу: «Дошло до моего сведения, что неблагонамеренные люди распространяют между вами слухи, что наше
32
правительство намерено препятствовать желающим переселиться в Турцию. Это неверно, всем желающим дозволяется переселиться» (История народов..., 1988, с.205, со ссылкой на: ЦГА КБАССР, ф. 327, on. 1, д.465, л.6).
Первые легальные эмигранты покинули русский Кавказ летом 1859 года - 66 семей из абазинского аула Лоова, 296 семей (2693 чел.) закубанских ногайцев, 306 семей (более 3000 чел.) адыгов-хатукайпев и 69 семей адыгов-хамышевцев.
10 мая 1862 года Кавказский комитет образовал специальную Комиссию по делу о переселении горцев в Турцию (История народов.., 1988, с.205, со ссылкой на: ЦГИА Грузинской ССР, ф. 416, оп. 3 д. 154, л.1), которая была уполномочена обеспечивать денежными пособиями переселенцев и организовывать их перевозку в Турцию. По мнению графа Евдокимова, из Кубанской области необходимо было выселить до 10 тыс. семей (что примерно составляло бы 80 - 100 тыс. чел.) и тем самым «избавиться» от самого беспокойного населения и от наименее расположенного к заселению берегов Кубани (История народов..., 1988, с.206, со ссылкой на: ГАКК, ф. 327, оп.1, д. 3, л. 3). Для поощрения добровольной эмиграции предусматривались денежные вознаграждения, на что граф Евдокимов просил в сентябре 1863 года у царского правительства выдать 25 тыс. руб. серебром и одновременно заготовить документы на 65 тыс. руб. Экономическое стимулирование, в сочетании с экономической же дискриминацией на родине и райскими посулами эмиссаров султана, оказали свое действие и способствовали формированию мощного эмиграционного потока. На первом этапе поток эмигрантов был сравнительно немногочисленным.
Всего же с Северного Кавказа ушли 30,6 тыс. ногайцев, в основном калаусо-саблинских и бештау-кумских (Кушева, 1963). В 1861 году в рапорте царю доносили, «что с уходом почти всех нрикубанских ногайцев в Турцию огромное пространство земли в количестве 400 тыс. десятин, с одной стороны между течением Среднего и Нижнего Урупа и Кубанью, а с другой между Мокрым Зеленчуком и Кубанью, ныне почти никем не занимаются, за исключением небольшого числа туземцев, поселившихся в долине Малого Зеленчука» (История народов..., 1988, с.205, со ссылкой на: ЦГИА Грузинской ССР, ф. 416, оп. 3, д. 215, л.1 об). На просьбу султана Джамбек-Гирея, направленную Ставропольскому гражданскому губернатору, о разрешении поселить па освободившихся землях ногайцев не уехавших в Турцию, вернувшихся оттуда, было разрешено поселиться оседло одним селением на левой стороне Кумы. Число семей, поселившихся в селе
33