Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в РФ
1. Понятие иностранных инвестиций
2. Правовой режим иностранных инвестиций в РФ
2.1. Общий правовой режим иностранных инвестиций на территории РФ
2.1.1. Характеристика правового режима иностранных инвестиций
2.1.2. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций
2.2. Правовой режим иностранных инвестиций на территории свободных экономических зон Российской Федерации
Глава 2. Формы осуществления иностранных инвестиций в РФ
1. Организации с иностранными инвестициями
2. Договорные формы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ
2.1. Общие положения о договорных формах осуществления иностранных инвестиций
2.2. Особенности концессионных договоров и соглашений о разделе продукции
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях перехода России к рыночной экономике остро ощущается недостаток накоплений. Основным же источником капиталовложений продолжают оставаться иностранные инвестиции. Так, по данным Госкомстата РФ, накопленный иностранный капитал на конец 1998 года составил 11,8 млрд. долларов.
Инвестирование капитала в экономику другой страны возможно как в ссудной, так и в производственной (предпринимательской) форме. Вторая форма предполагает осуществление инвестиций путем создания организаций со стопроцентным или с долевым участием иностранных инвесторов, покупки (полностью или частично) уже действующих предприятий, открытия филиалов и представительств, заключения различных инвестиционных договоров. В свою очередь производственные инвестиции делятся на прямые и портфельные. Прямые капиталовложения, дающие инвесторам право контроля над зарубежными предприятиями, предоставляют наибольшие преимущества принимающему инвестиции государству. Во-первых, они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, в разработку технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга. Во-вторых, прямые инвестиции, в отличие от займов и кредитов, не ложатся тяжелым бременем на внешний долг, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения.
Однако на долю прямых капиталовложений в 1998 году приходилось всего 3361 млн. долларов, или 28,6 % от всех инвестиций (в то время как в 1997 году - 43,4 %). Такие показатели наглядно свидетельствуют о
инвестиционной деятельности в РФ, но почему-то остался за рамками законодательного понятия иностранных инвестиций. В связи с этим в Законе об иностранных инвестициях целесообразно указать, что еще одной целью иностранных инвестиций является достижение положительного социального эффекта. Это тем более необходимо, если учесть, что инвестиционные отношения регулируются предпринимательским (хозяйственным) правом, в предмет регулирования которого наряду с предпринимательскими входят отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность.
Таким образом, рассмотренные признаки иностранной инвестиции позволяют дать общее понятие этой категории. Иностранная инвестиция -это любое имущество, принадлежащее иностранному инвестору на законном основании и вложенное им в инвестиционный проект на территории Российской Федерации в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В целом же законодательное определение иностранных инвестиций признается в литературе вполне удовлетворительным, но оно, как и любое научное определение, не является законченным и исчерпывающим. В связи с этим следует отметить, что в настоящее время наметилась тенденция к расширению понятия иностранных инвестиций. Однако, по мнению некоторых исследователей1, каким бы широким не было это понятие, оно не может охватить все разнообразие инвестиционных отношений. Эти отношения оказываются шире и разнообразнее, чем те, которые в настоящий момент регулируются законом. Такое ‘‘несовпадение” приводит к ограничению сферы деятельности иностранных инвесторов. Именно поэтому законодательная практика промышленно развитых и развивающихся госу-
' См., например, Доронина II.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций (постановка проблем и варианты решения). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М. 1996 С. 16.
20
дарств идет но пути анализа отношений в каждом конкретном случае и признания их инвестиционными при соответствии определенным требованиям, которые составляют содержание процедуры допуска иностранного капитала1. Указанная процедура предполагает регистрацию иностранных инвестиций, а не иностранных инвесторов, и обычно состоит в следующем: в инвестиционную комиссию (или другой орган) подаётся заявка, к которой прилагается документация правового и экономического характера и подробное описание проекта, как правило, должен быть указан и источник финансирования. Комиссия тщательно изучает проект и передаёт своё заключение в соответствующую правительственную инстанцию, которая и принимает окончательное решение. Чаще всего решение о допущении конкретного инвестора в экономику страны принимается на основе либо декрета президента, либо постановления правительства. В случае небольших капиталовложений решения на таком уровне не требуют-
По этому поводу Н.Г.Доронина отмечает, что с введением системы допуска иностранных инвестиций в российское инвестиционное законодательство отпадет необходимость в четком правовом определении иностранных инвестиций, поскольку это определение будет давать компетентный государственный орган в своем решении, вынесенном на основе законодательства. Таким образом, указанный автор рассматривает процедуру допуска иностранного капитала как обычное для рыночных отношений средство государственного регулирования иностранных инвестиций.3
1 К преимуществам такой системы регистрации М.М.Богуславский относит то. что она позволяет контролировать деятельность инвесторов и получать о ней достоверную информацию. (См.: Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование.М.: Издательство БЕК. 1996. С.90-92).
' См. об этом: Вознесенская H.H. Совместные предприятия как форма международного экономического сотр\ дничества М.: Наука. 1989. С. 72.
Доронина Н.Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций. // Законодательство и экономика. 1996. № 5/6. С.7.
- Київ+380960830922