Вы здесь

Творчество В. М. Васнецова в 70-90 гг. ХIХ века. Формирование и развитие стиля. диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04

Автор: 
Ярославцева Нина Александровна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
1987
Артикул:
279106
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I. Введение.................................................. 3
И. Основная часть........................................... 10
1. Источники и историография........................ 10
2. Становление творческой личности. .Бытовой жанр. . 19
3. Мировоззрение Б.М. Васнецова. Основные идеи и
идеалы............................................ 34
4. Живопись Васнецова как отражение его идеалов . . 60
5. Универсализм творчества, зачатки модерна .... 131
Ш. Заключение ...........................................
Значение творчества В.М. Васнецова для развития русского искусства...................................... 155
Примечания.................................................. 169
Библиография.............................................
- 3 -
I. ВВЕДЕНИЕ
Имя Виктора [Михайловича Васнецова (1848-1926) стоит вслед за именами И.Е. Репина и В.И. Сурикова, олицетворяющими высшие достижения русского реалистического стиля, но каждый шел к этой цели своим путем: Репин совершенствовал мастеоство портретного искусства и жанровой композиции, СурикоЕ разрабатывал исторические темы, а Васнецов избрал фольклорно-эпическое направление.
Свою художественную деятельность Васнецов начал в то время, когда в русской живописи завершился процесс становления, бытового жанра как одной из форм реализма.
Ориентируясь на традиции таких крупных мастеров, как П.А. Федотов и В.Г. Перов, В.М. Васнецов создал в 70-е годы XIX века ряд самобытных произведений: "С квартиры на квартиру" (1876, ПТ), "Чаепитие в трактире" (1874, Госуд. музей украинского искусства в Харькове), "Преферанс" (1879, ПТ), - которые принесли ему признание как одному из талантливых художников-жанристоз. Однако и в период увлечения бытовым жанром Васнецов неоднократно обращался к образам русского народного эпоса, работая над книжными иллюстрациями на сказочные сюжеты и над замыслами будущих картин: "Богатыри" (1898, ГТГ), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880, ПТ), "Витязь на распутье" (1882, Госуд. Русский музей).
Эти работы ознаменовали новый этап в русском искусстве.
Новый стиль, как отмечал A.A. Федоров-Давыдов,'шел по пути выдвижения такой жанровой сюжетики, где самая "литературная” сторона давала бы наибольшие возможности для лишения жанра его спецификума"*.
- 20 -
еняого", и дедов и прадедов - "преинтересных людей"56.
Васнецов считал, что формирование человеческой личности происходит именно в раннем возрасте, и "только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства и юности"5^.
Впечатления детства и юности были связаны у художника не только с селом Рябово, но и с Вяткой, где он учился с 1858 по 1867 год. Из вятках преподавателей Виктор Михайлович вспоминал H.A. Чернышева, учителя гимназии, под руководством которого он занимался копированием с литографий: "Но собственно учения не было никакого, а было только копирование с ДОВОЛЬ-
са
но неважных литографий" .
В Вятке Виктор много рисовал но впечатлению и в 1866-1867 гг. создал серию из 60-ти отдельных рисунков для сборника "Русские пословицы и поговорки" Н. Трапицыяа. В этих рисунках проявилось мастерство молодого художника остро подмечать явления сельской жизни и отображать их метко и правдиво. Молодой художник изображал то, что видел, стараясь придерживаться текста пословиц. Так, к пословице "Ешь репу вместо ржи, а чужого не держи" он делает иллюстрацию, изображающую кре-стьянина-бедняка ссыпающего рожь в мешок толстого крестьянина, в рисунке к пословице "Не детина - животина, что валяется у тына" Васнецов показал ленивого пьяницу, его поза и выражение лица переданы жизненно, здесь уже прослеживается стремление к созданию типа. В целом же рисунки и пословицы отличаются простодушием, в них нет сарказма, психологической характеристики, а тем более социальных обобщений. Художник-самоучка еще очень наивно понимает композицию, тщательно выписывает детали.
- 21 -
В 1912 году сборник пословиц и поговорок был издан в Петербурге "Товариществом скоропечатни А. Левенсон", в него вошли 75 рисунков В.М. Васнецова (15 рисунков были выполнены уже в Петербурге). Это была первая работа Васнецова, связанная с фольклорной тематикой.
В 60-е гг. у В.М. Васнецова появился ряд рисунков, представляющих собой наброски с натуры. В них чувствуется стремление художника к обобщению, к характеристике: "Отставной солдат", "Слепой нищий с поводырем", "Нищие". Тема нищих певцов неоднократно повторялась и перерабатывалась художником.
В 1872 году Васнецов экспонировал картину "Нищие певцы", на Постоянной выставке общества поощрения художников в Петербурге, в 1873 году Васнецов переделал картину. 17 января 1873 г. Репин писал Третьякову: "Картинка его очень свежа по колориту (у нас редкость) и сильная вещица в общем"5^. Однако художник не останавливается на пути разработки найденного народного типа. В 1878 году на Постоянной выставке общества поощрения художников вновь появляется рисунок "Нищие певцы". О меткости схваченного Васнецовым народного типа писали в журнале "Пчела": "Имя г. Васнецова давно известно русскому художественному миру, как одного из талантливейших рисовальщиков
народных сцен. Новый его рисунок особенно ярко представляет
60
его замечательную способность схватывать народные типы" и.
В 1867 году Васнецов написал две работы маслом "Молочница" и "Жница". Картины были написаны для разыгрывания в лотерее, которая должна была дать Васнецову средства на поездку в Петербург для поступления в Академию художеств. Эти работы свидетельствуют об интуитивном художественном таланте Васнецова, - здесь и умелое построение композиции, четко организо-