2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН СЕВЕРНОЙ ТЕХНОСФЕРЫ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Техносфера экстремальной среды:
предпосылки возникновения.........................................22
1.2. Эволюция транспорта для условий Севера:
проектные методы и результаты.....................................48
1.3. Анатомия эталона: транспортные средства
коренных народов Севера...........................................73
1.4. Человек и Машина: история отношений..........................86
1.5. Категория «образ» в проектировании северной техники: трансформация значения............................................96
1.6. Новая транспортная парадигма................................102
Выводы но главе 1................................................107
ГЛАВА И. СИНЕРГЕТИКА СОТВОРЧЕСТВА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕВЕРНОГО ТРАНСПОРТА
2.1. Дизайн для экстремальной среды:
методологические основания.......................................111
2.2. Принцип сотворчества: действия и участники..................116
2.3. Методическая апробация......................................140
Выводы по главе И •..............................................149
Заключение.......................................................154
Библиографический список.........................................163
Приложение к Главе 1.............................................190
Приложение к Главе II............................................203
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Российский Север — устойчивое словосочетание, значение которого давно перешагнуло географические рамки. Территориально — это две трети всей площади России, политически и экономически — ресурсная база, край «вечного резерва», богатствами которого страна уже не просто «прирастает», а «буквально живёт за счёт этих богатств» [Рыжков 2008, с. 50]. В то же время, это территория средового (в первую очередь, климатического) эксгрима, где в условиях природной агрессии под вопросом оказывается сама возможность комфортного существования. В итоге жизнеобразующие в масштабах страны северные просторы оказываются, малопригодными для жизни отдельно взятого человека.
Современные отношения с Севером можно охарактеризовать триадой экстрим-покорепие-техпика, где экстрим — объективная реальность, ключевая характеристика среды, покорение — действие, адекватное агрессивной сущности региона, а техника — средство, позволяющее реализовать данное действие.
Освоение ресурсного потенциала северных территорий немыслимо без создания «проводящей системы» (аналогично кровеносной системе живого организма) — транспортной инфраструктуры. В экстриме и бездорожье транспорт берёт на себя ведущую роль не только в месте использования, но и во всей отраслевой проектной практике1. В условиях Севера требования к технике и к технологиям ужесточаются: право на существование, по словам академика Г. И. Назина, должны иметь «только самые совершенные»: «просто перенесенные из средней полосы технологии не могуг быть применимы на Севере, их необходимо адаптировать, развивать и совершенствовать» [Назин 2004, с. И].
1 Здесь и далее под северной техносферой понимается прежде всего транспорт.
возможно проведение междисциплинарных исследований, посвящённых формированию нового образа жизни для северных территорий.
В практическом плане результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки методического обеспечения учебного процесса по специальности «Промышленный дизайн», а также в качестве рекомендаций для практикующих дизайнеров.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ключевые положения диссертации представлены в ряде публикаций. Промежуточные результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях различного уровня и специализации, включая:
— междисциплинарные конференции международного значения, посвящённые исследованиям полярных макрорегионов: SCAR/IASC IPY Open Science Conference «Polar Research — Arctic and Antarctic perspectives in the International Polar Year» (Санкт-Петербург, Россия, июль 2008), 6th International Congress of Arctic Social Sciences «Prospects for the International Polar Year 2007-2008 Era and Beyond» (Нуук, Гренландия, аыуст 2008), Interdisciplinary IPY Conference «Human Dimension in the Circumpolar Arctic» (Умео, Швеция, октябрь 2008), 9th ACUNS International Student Conference on Northern Studies and Polar Regions (Уайтхорс, Юкон, Канада, октябрь 2009);
— международные специализированные конференции по искусству и дизайну: «In Transition: Cultural Identities in the Age of Transnational and Transcultural Flux» (Екатеринбург, Россия, ноябрь 2008), 3rd International Conference on Design Principles and Practices (Берлин, Германия, февраль 2009), E&PDE (Брайтон, Великобритания, сентябрь 2009);
— междисциплинарные и специализированные конференции российского масштаба: научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства» (Ханты-Мансийск, сентябрь 2007), научно-техническая конференция «Современное состояние и инновации транспортного комплекса» (Пермь, апрель 2008), «Экологическая этика и социальная экология» в рамках Между народно го форума «Омега»
21
(Санкт-Петербург, октябрь 2008), 2-й Всероссийский Форум
«Многонациональная Россия: этнология и киноантропология»
(Екатеринбург, апрель 2009); а также ряд конференций регионального значения.
Предпосылкой к данному исследованию и одновременно его эмпирической апробацией явилась магистерская квалификационная работа автора «Дизайн-модель транспортной системы северного туризма» (2005-2007 гг.).
Результаты исследования были использованы автором в учебном процессе (в соавторстве с Н. Гариным) при разработке спецкурсов «Дизайн для экстремальной среды» и «Научно-исследовательская и творческая практика» (подготовка и проведение полевых исследований) в магистратуре по направлению «Промышленный дизайн» в Уральской Государственной архитектурно-художественной академии, г. Екатеринбург.
- Киев+380960830922