ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................;.............. 5
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Исходные условия решаемой проблемы 14
1.1. Обоснование решаемой проблемы............................. 14
1.2. Область исследования - система «погода-прогноз-потреби-тель».......................................................... 23
1.3. Предмет и сущность исследования........................... 38
1.4. Научная и практическая целевые установки.................. 42
Выводы......................................................... 43
ГЛАВА ВТОРАЯ. Функция полезности как методическая основа исследования: формы представления, анализ, принципы
реализации................................................... 45
2.1. Функция полезности: интерпретация и выбор................. 45
2.2. Систематизация данных о потерях потребителей по метеорологическим условиям и затратах на организацию защитных мер............................................................ 55
2.3. Оценка непредотвращенных (остаточных) потерь.............. 58
2.4. Локальная и региональная оценка предотвращенных потерь......................................................... 66
Выводы......................................................... 86
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Параметризация воздействия метеорологического фактора на потребителя и его адаптации к ожидаемым условиям погоды......................................................... 88
3.1. Необходимость учета погодно-климатических условий в целях регулирования устойчивого развития общества.................... 88
3.2. Выбор основных показателей влияния погодных условий на потребителя.................................................. 90
2
3.3. Комплексные показатели влияния погодных условий 91
3.4. Региональная оценка влияния погодных условий............. 99
3.4.1. Методические предпосылки и общая характеристика влияния погодных условии на Европейской территории России............. 99
3.4.2. Региональная оценка распределения прямых потерь по метеорологическим условиям................................... 103
3.4.3. Оценка предотвращенных потерь на Европейской территории России....................................................... 109
3.4.4. Оценка экономической выгоды использования прогнозов скорости ветра строительными организациями на Европейской территории России............................................ 110
3.5. Адаптация потребителя к ожидаемым погодным условиям... 113
3.6. Гидрометеорологическая продукция как информационный ресурс устойчивого развития экономики............................... 119
Выводы ..................................................... 122
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Полезность использования метеорологических прогнозов.................................................... 124
4.1. Метеорологическое моделирование оценки экономической полезности метеорологических прогнозов....................... 124
4.2. Критериальная оценка экономической полезности........... 131
4.3 Оценка экономического эффекта и экономической эффективности.............................................. 137
Выводы.................................................. 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 141
Приложение 1................................................. 143
Приложение 2................................................. 151
Литература;................................................ 153
3
щенная в деятельности гидрометеорологической службы, а польза - экономически выгодное использование знаний о возможных ее изменениях.
Экономическая целесообразность разработки метеорологических, а в целом гидрометеорологических прогнозов, общеизвестна. Практически все отрасли экономики, зависимые от погоды, используют прогнозы погоды и тем самым извлекают экономической выгоды. Однако в практике использования прогнозов приходится сталкиваться с определенным недопониманием роли прогностической информации. В этом отношении представляется интересным высказывание английского метеоролога Е. Голда. В одной из своих лекций для предпринимателей [71] еще в 1947 г. он заявил: «Ввиду имеющегося сейчас критического отношения к прогнозам я, прежде чем начать свою лекцию, делаю следующее предложение: я обязуюсь платить 1 гинею всякий раз, когда: а) по прогнозу, передаваемому Би-Би-Си в 17 ч 55 мин. для юго-восточной Англии, дается дождь, но дождя не будет до следующего дня; б) в прогнозе не дано дождя, но в 18 ч следующего дня будет дождь. Я буду платить всякому лицу, которое, со своей стороны, согласится платить мне полгинеи в тех случаях, когда в прогнозе был дан дождь, и он действительно был, либо когда в прогнозе не дано дождя и его действительно не было. Условие заключается на год, а расчеты будут производиться помесячно». Прошло более 30 лет после обнародования метеорологического «кредо» Е. Голда, но тем не менее лицам, ответственным за производство, и сегодня следует всерьез задуматься о причинах, пробудивших его сделать столь расчетливое предложение.
Отличительной чертой современной экономики является ее значи-
тельная зависимость от гщфометеоралогических условий [9,^3, 26, 57, 70,
78]. Погодные условия становятся все более существенным, всеохватывающим и постоянно действующим фактором, оказывающим влияние на материальное производство. Эффективность функционирования обьек-; тов производства зависит от их чувствительности к состоянию природной
15
среды. К таким объектам (потребителям гидрометеорологической информации) относятся промышленный и топливно-энергетический комплексы, строительство, транспорт, сельское, лесное и водное хозяйство, системы теплоснабжения городов, электроэнергетические сети, коммунальное хозяйство, технологические процессы и технические системы.
Таким образом, на огромном географическом пространстве страны со всем ее региональным многообразием сложилась относительно устойчивая система «экономика - население - природа». Сложность такого рода системы исключительно велика. Поэтому в рамках этой системы рассматривается иная система, отражающая сложный комплекс взаимосвязей погодно-климатической составляющей природы и общества, с одной стороны, и экономическую значимость прогнозов с другой, а именно: «погода-прогноз-потребитель» или «погода, климат-производство».
Природные, в частности погодно-климатические, воздействия могут вызывать рост диспропорций в экономике и социальной среде, повышая неустойчивость указанной системы или отдельных ее региональных звеньев [32, 43]. Оперативные оценки такого рода воздействия рассматриваются в подсистемах «погода - потребитель» или «климат - потребитель». Проводимое исследование выполняется в рамках преимущественно первой подсистемы.
Нарушение нормального функционирования объектов экономической части системы может быть вызвано, прежде всего, особо опасными проявлениями погода. В качестве примера из всего комплекса таких явлений рассмотрим одно - ветер.
Многочисленные региональные исследования влияния ветра на социальную, экономическую и экологическую обстановку [23,46,61, 65,67, 68] позволяют с полным основанием утверждать, что в этом отношении ветер является определяющим погодным фактором. Ветер совместно с сопутствующими ему явлениями погоды, пожалуй, в наибольшей степени
16
- Киев+380960830922