Вы здесь

Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв.

Автор: 
Куликова Светлана Михайловна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
1875
Количество страниц: 
381
Артикул:
173668
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление.
Введение............................................... 3
Глава I. Формирование творческой индивидуальности. Истоки и влияния.
§1.Годы учёбы и начало творческой деятельности.........25
§2. От пенсионерской поездки до академика..............62
Глава II. Своеобразие творчества И.С.Куликова на примере портретных и жанровых произведений.
§ 1. Портретный жанр в творчестве И.С.Куликова.........73
§2. Жанровые произведения И.С.Куликова.................99
Глава III.Поздний период творчества И.С.Куликова.
§1« Творчество И.С.Куликова после 1917 года до конца 20 -х гг.
XX века».............................................. 139
§2 « Творчество И.С.Куликова от 1930 - х гг. до 1941 г.». ..167 §3. О муромских изостудиях и их основателе художнике
И.С. Куликове......................................176
Заключение........................................... 183
Библиография.
§1. Использованная литература........................ 188
§2. Использованные архивные материалы................ 213
Принятые сокращения.................................. 217
Приложение 1. Летопись жизни..........................218
Приложение 2. Каталог произведений И.С. Куликова 219
Приложение 3. Выставки, в которых участвовал
И.С. Куликов......................................... 330
Приложение 4. Список иллюстраций..................... 335
Приложение 5. Иллюстрации.............................343
Введение.
Творчество Ивана Семеновича Куликова (1875-1941) , исследуемое в настоящей работе, охватывает значительный период - более 60 лет конца XIX - первой половины XX века. Это время совпадает с важнейшими событиями в культурной жизни России.
Именно тогда Санкт-Петербург становится центром основных современных течений, где формируются новые концепции, сталкиваются различные, подчас противоречившие друг другу' открытия. Без анализа этих тенденций и изучения связанных с ними явлений российской художественной жизни, без осмысления того, что было внесено положительного и отрицательного, невозможно понять новое в художественном процессе России того времени. Однако в изучении данного периода русского изобразительного искусства существуют лакуны в исследовании творчества отдельных мастеров.
Иными словами, весь спектр духовной жизни ограничивается штудированием отдельных, наиболее известных мастеров, исходя из чего, процесс постижения происходит спонтанно и необоснованно. Многие художники или вообще не учтены, или известны лишь узкому кругу специалистов, что делает комплексное изучение художественной жизни России неполным.
И.С.Куликов принадлежал к плеяде мастеров, таких как: Б.М.Кустодиев, И.С. Горюш киы-Сорокопудов, Ф.В.Сычков, сформировавшихся ещё в
дореволюционную эпоху. Он прожил долгую творческую жизнь, создав множество произведений в разных жанрах живописи.
Исходя из временных рамок творческого пути И.С.Куликова, можно сказать, что он прошёл сложный путь исканий художника - реалиста на грани веков, так как его творчество имеет прочную связь со временем.
По несмотря на ряд искусствоведческих работ, посвящённых, главным образом, общим проблемам творчества И.С. Куликова, оно проанализировано ещё недостаточно основательно. Наследие И.С.Куликова значительно
40
Международная художественная выставка 1900 года. 1<го только не представил на неё свои работы. Но самыми популярными из всех были Лесси из Италии, Сегантини, и как всегда, Цорн из Швеции.
Кустодиев, писал И.С.Куликову: " Цорн выставил портрет, писанный в 1888 году очень ловко писанный и хорошо рисованный, но невероятный по тону, как будто акварелью протерт. Есть и знаменитый Сегантини, о котором так много пишется и говорится. Это небольшие холстики, написанные той странной манерой тонкими штрихами разноцветной краской, какая теперь
46
модная за границей »
Итальянец Джованни Сегантини был так же популярен в среде русских художников, как и швед Андрес Цорн, поэтому неудивительно, что Кустодиев подробно в письме к Куликову остановился на его работах. В своих воспоминаниях о пенсионерской поездке, один из учеников Репина, -И.И.Бродский,- пишет о незабываемом впечатлении, которое произвели на него работы Дж.Сетнтини.
« В начале марта я покинул Россию и мечтал скорее попасть в Париж. По пути я на несколько дней остановился в Вене, где осмотрел все музеи, а затем около двух недель пробыл в Берлине. В национальной галерее на меня произвели огромное впечатление такие мастера, как Менцель, Ленбах, Клингер (его рисунки), Сегантини, Зулоага, Цорн, Гойа, художники, которых я увидел впервые. Необычайное впечатление произвел на меня Сегантини, и были минуты, когда я плакал перед одним из его полотен. Картина называлась « Крестьянка с бычком». Сюжет очень несложный: изображена в профиль корова, и перед ней сидит пастушка, - все на фоне швейцарских гор. Эго было написано настолько сильно и так захватывало, что невольно на глаза навернулись слёзы. В моей жизни это был первый случай, когда живописное произведение воздействовало так сильно. Бывали случаи, когда я « пускал слезу», слушая музыку; помшо ещё в Одессе плакал, возвращаясь с концерта
46 ОР РНБ, ф. 404 , ед.хр. 97, № 226, л.2. Указанное выше письмо Кустодиева к Куликову от 8 декабря б.г.
41
Сарасате. После Берлина я стал большим поклонником Сегантини и одно время даже находился под сильным его влиянием ”47. Александр Бенуа, художник и основатель " Мира искусства” также не оставляет вниманием этого художника и посещая Мюнхенские сепессионы дает положительную оценку творчества художника. Однажды он увидел портрет критика и художника Витторе, кисти Сегантини. На каталоге всемирной выставки Мюнхенских сециссионов 1898 года, экземпляр которого хранится в научной библиотеке ГРМ, напротив портрета критика кисти Сегантини, неопубликованная запись карандашом, принадлежащая А.Н.Бенуа, в которой он выразил своё отношение к работе художника и которая гласит: "Славно” 48.
Сегантини в опоэтизированном виде представлял на своих полотнах сцены сельского труда и быта, что было близко русской публике, посещающей вернисажи; писал величественные пейзажи предгорий Альп. Поздние же работы Сегантини были отмечены влиянием символизма. Метод письма итальянца был новым и интересным. В своих работах он использовал так
49
называемую технику дивизионизма , но в то же время, сохраняя четкую объемность форм.
В то время как в России властвует увлечение импрессионистами, в западном искусстве ощутимы новые веяния. Художники привозят картины написанные методом пуантилизма50, в основе, которого лежало разложение
“ Бродский И.И. Мой творческий путь. J1.: М. 1940.С. 38.
67. Offizieller Katalog der Internationalen Kunst-Ausstellung desVereins Bildender Künstler Munchens( A.V.) Secession. 1S98. C. 25
40 Дивизионизм (от франц. Division - разделение.), живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Ж.Ссра и П.Синьяком; основывается на мелодичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются па холсте четко различимыми раздельными мазками в расчете па оптическое смешение этих мазков привосприятии картины зрителем. Систему применяли А.Э. Кросс и отчасти К. Писсарро во Франции, Дж. Сегантини в Италии, Т. ван Рейсельберге в Бельгии, в некоторых произведениях И.Э.Грабарь в России. См.: Б.С.Э. М., 1972. третье издание. T.S.C. 245.
50 Пуантилизм (от франц. pointiller - писать точками.) В живописи манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1986 г., стр. 1080.