Вы здесь

Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков

Автор: 
Лаврешкина Наталья Юрьевна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2007
Количество страниц: 
154
Артикул:
174314
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Структура работы.....................................................2
Введение.............................................................З
ГЛАВА 1. Иконописное творчество в XX веке...........................31
1.1. Особенности развития русской иконы в XX веке............31
1.2. Проблема канона и ее разрешение в современной
иконописи...........................................................41
Глава 2. Основные направления в современной иконописи Санкт-Петербурга .........................................................54
2.1. Каноническое и синтезирующее направления в петербургской иконописи конца XX века.............................................54
2.2. Копирование и стилизация как пути эстетического поиска в
петербургской иконописи конца XX века...............................73
Глава 3. Новации в иконографии новопрославленных петербургских святых..............................................................91
3.1.Иконография святой Блаженной Ксении Пегербургской и современные ее интерпретации.......................................102
3.2. Иконография святого праведного Иоанна Кронштадтского 116
3.3. Иконография преподобного Серафима Вырицкого............128
Заключение.........................................................137
Библиография
142
3
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию современной иконописи Санкт-Петербурга, определению и осмыслению основных тенденций творческого поиска и направлений, сформировавшихся в ней на рубеже XX -XXI веков.
Актуальность исследования
В культурном пространстве рубежа XX - XXI веков на фоне стремительного развития средств массовой коммуникации и процесса глобализации особое значение приобретают традиционные формы искусства, так как только при обращении к историческому опыту искусства может быть найден новый, продуктивный ход его дальнейшего развития, определены его ценностные ориентиры.
Религиозное искусство является важнейшей частью национального наследия России, и иконописное творчество становится одним из самых обновляющихся и развивающихся и востребованных жанров современной художественной культуры. Это связано с восстановлением некогда разрушенных религиозных петров, а также с естественной потребностью в возрождении духовных традиций. Известно, что этот процесс предполагает обновление и религиозного самосознания, которое сопровождается, в том числе и развитием современного иконописного искусства, изучение, анализ и систематизация которого представляются необходимыми и своевременными. Возможность этого исследования объясняется еще и тем, что современное иконописное творчество оказывает свое влияние и на светские жанры новой культуры, важной составляющей которой оно становится. В связи с этим встает острая необходимость разработки критериев искусствоведческого анализа и оценки произведений современной иконописи.
В связи с восстановлением храмов и монастырей, активным храмоздательством возникает новое современное церковное пространство. Оно требует своего оформления, а, следовательно, значительног о числа икон,
22
институт в Париже в лице протоиерея Николая Озолина - ученика и последователя Л.А.Усненского, что во многом и определяет характер издания, публикации которого имеют выраженный тематический характер и посвящены наиболее актуальным проблемам современной художественной культуры православия и различным ее аспектам, отличаются строго догматической и ясной позицией и широтой охвата материала.
В отдельную группу можно выделить альбомы, посвященные современной православной иконе: В 1993 и 1994 годах в разных издательствах вышли первые альбомы по современной православной иконе, практически дублирующие друг друга, "Современная православная икона" или ’’Russian icon today” автор и составитель С.В.Тимченко.48 Альбом включает в себя ряд статей о наиболее заметных и творчески работающих иконописцах Москвы. Материалы альбома охватывают период 80-х начала 90-х годов. Публикация начинается подборкой работ архимандрита Зинона (Теодора), далее представлены священник Вячеслав Савиных, А.Чашкин, Е. Матэеско, И. Кислицын, В.Алексамдров и др. Это практически первый опыт публикации о современной иконописи, который дает ясное представление об основных авторах указанного периода, их художественных ориентациях и приемах работы, а также направлениях эстетического поиска. Однако это издание содержит материалы о развитии иконописи только в Москве.
Современной иконописи Санкт-Петербурга в целом посвящен один единственный альбом, вышедший в 2003 году: «Современная православная икона (Санкт-Петербург)»49, автор и составитель Н.С.Кутейникова. Это первое издание подобного рода. В нем приведены работы наиболее одаренных и последовательно работающих иконописцев Санкт-Петербурга, не только моленные иконы, но и целые иконостасы, а также примеры решения храмового пространства. В альбоме достаточно подробно представлено творчество семерых наиболее известных в Санкт-Петербурге
48 Современная православная икона. Альбом Автор и составитель С.В.Тимченко. М.: Ключ, 1993.
4<) Н. Современная икона (Санкт-Петербург). Альбом. / Текст Н.С.Кутсйниковой. СПб.: Знаки, 2003.
23
иконописцев, которым посвящены небольшие биографические статьи (Николай и Наталья Богдановы, Георгий Гашев, Валентина Жданова, Иван Кусов, Александр Стальнов, Христина Прохорова) и ювелира Андрея Донцова. Значительный интерес вызывает в опубликованный в этом альбоме словарь иконописцев Санкт-Петербурга (более 40), каждый из которых представлен одним произведением и краткой справкой биографического характера. Словарь дает представление об общей картине творчества современных иконописцев города. Среди работ господствует абсолютное разнообразие направлений эстетического поиска и техник исполнения. Кроме того, во вступительной статье альбома «Из истории иконописания Санкт-Петербурга» помещена краткая информация об иконописных школах города, о прошедших выставках икон. По результатам выставок Н. С. Кутейникова делает вывод, что иконописцы наиболее часто обращаются к византийской и древнерусской традиции, реже они вдохновляются иконами синодального периода, иконописными образцами в стиле В.Васнеиова и М.Пестсрова, и иконами суздальских мастеров. Однако, отмеченный Н.С.Кутейниковой факт, что иконописцы Санкт-Петербурга пишут иконы обычно в рамках отработанной веками иконографии, варьируя колористические решения, но при этом не выходят за рамки канона, на наш взгляд, является спорным. Изобразительный ряд помещенных в каталоге икон, написанных в самых разных по отношению к канону направлениях, говорит об обратном.
До сих пор редким явлением остаются авторские альбомы отдельных иконописцев. Примером такого альбома является издание, посвященное иконописному творчеству одного из ведущих иконописцев Петербурга Г.В.Гашева «Современная русская икона»50. В нем разнообразно представлена манера автора, работающего в традиционной канонической форме. Основная тема альбома - моленная и храмовая икона. Работы Г.В.Гашева находятся и в Москве в храме Христа Спасителя, на Новом
30 Современная русская икона. Альбом. Ст. О В. Губаревой. СПб: 01Т0М, 2002.