2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................4
ГЛАВА 1. Ключевые вопросы экологической проблематики: культурно-
исторический аспект
1.1. История изучения экологической проблематики и роль гуманитарного знания в ее осмыслении ...........................................11
1.2. Отчужденные отношения человека с миром как ключевая причина современного экологического кризиса и как проблема гуманитарного знания...............................................................31
1.3. Развитие духовности с использовании потенциала художественной культуры и искусства как условие преодоления отчужденных отношений в системе «природа - человек - общество - культура» ................47
1.4. Искусство как «зеркало» отношений в системе «природа - человек - общество - культура»............................................... 64
ГЛАВА 2. Герменевтическое исследование истории развития отчужденных отношений человека с миром в контексте художественной и культурно-исторической деятельности
2.1. Специфика гуманитарного знания и роль герменевтической логики в исследовании культурно-исторической деятельности человека...........75
2.2. Герменевтическое выявление основных типов архаических отчужденных отношений человека с миром в контексте художественной и культурноисторической деятельности.........................................92
2.3. Культурно-историческая преемственность отчужденных отношений древнегреческого (героического) типа в языческой античности, христианском средневековье и в гуманистической эпохе Возрождения 133
2.4. Архаические и средневековые духовно-психологические традиции русской культуры как положительный опыт гармонизации отношений человека с миром.....................................................159
з
Заключение.......................................................175
Список используемой литературы...................................181
4
17
Свой вклад в разработку научно-педагогических и методических основ природоохранительного просвещения внесли такие ученые, как H.A. Гладков, Б.Г. Иоганзен, И.П. Лаптев, И.С. Матрусов, H.A. Рыков, Л.К. Шапошников, И.Д. Зверев.
В истории советской школы был опыт организации экологического образования на основе ряда учебных предметов (Пущинская экологическая школа AHII СССР г. Пущино, школа № 5 г. Химки). Однако экологическое образование еще не стало органичным компонентом учебно-воспитательной работы современной школы. Одна из причин этого положения - недостаточная разработанность педагогической и методической системы экологического образования, хотя предмет экологии сегодня включен в учебные программы средних и высших учебных заведений.
Природоохранительное просвещение за рубежом: в Америке (В.П. Червонецкий), в Венгрии (И. Фехф), в Финляндии (П. Аход) строится на междисциплинарной основе. Интегрированные курсы рассматриваются как «менее желательные». Американские педагоги считают, что молодежь только тогда получает понимание проблемы в целом, когда природоохранительные понятия будут отражаться во всех областях знания.
Венгерские педагоги одним из ведущих факторов организации работы по экологическому образованию выделяют необходимость использования каждым педагогом всех возможностей и характерных особенностей своей специальности для воспитания учащихся в духе охраны окружающей среды и осознания ценности природы.
В отечественной дидактике не выработано достаточно четкой концепции межпредметных связей. В качестве рабочей модели используется комплексная программа И.Д. Зверева, в которой межпредметные связи рассматриваются как непременное условие необходимого эффективного воздействия на сознание формирующейся личности: ее мировоззрения, системы этиче-
18
ских норм, эстетических идеалов, регулирующих ее отношение к миру, в том числе - к природной среде.
В ходе взаимодействия разных дисциплин на разных уровнях учебно-воспитательного процесса формируются системные экологические знания, открываются закономерности нового качества. Тем самым преодолевается фрагментарность восприятия окружающего мира, восстанавливается его целостность. По утверждению И.Д. Зверева, раскрытие единства общества и природы является задачей всех предметов не только естественнонаучного, но и общественно-политического и особенно гуманитарного циклов [58, 59].
Именно гуманитарные науки в силу своей специфики обладают наибольшим потенциалом формирования мировоззренческих установок и ценностных устремлений личности. Следует отметить, что особыми возможностями по сравнению с другими дисциплинами располагают курсы мировой художественной культуры и истории искусства, поскольку в них скрыт мощный потенциал соответствующих познавательно-просветительных и нравственно-эстетических воздействий.
Необходимо принять во внимание, что методически умело построенное изучение памятников мировой художественной культуры позволяет распространить эти воздействия на все сферы сознания - чувственную, интеллектуальную и волевую. Изложим основные аргументы в защцту этих утверждений.
Изучение мировой художественной культуры и искусства способствует построению личностной, многоаспектной и целостной картины мира (тем самым - всесторонних представлений о взаимосвязях природы и общества), сообщает импульс к размышлениям о диалектических взаимоотношениях между естественной и «очеловеченной» средой, «натурой» и культурой.
Формируя в курсе мировой художественной культуры у студента (будущего учителя) способность осваивать художественные ценности, мы вместе с тем развиваем его способность осваивать ценности жизни, в том числе -
- Киев+380960830922