Вы здесь

Побудова довільних композиційних програм гімнастичних вправ на колоді

Автор: 
Омел\'янчик Оксана Олександрівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U000343
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методологические аспекты организации исследований
Решение задач, поставленных в исследовании, осуществлялось в три этапа.
На первом этапе проведен анализ литературы по построению произвольных композиционных программ в сложно-координационных видах спорта.
На втором этапе осуществлена подготовка и разработка методов исследования, проведены предварительные эксперименты.
На третьем этапе были проведены основные эксперименты, обработка полученных в ходе исследований результатов (80 композиций ведущих гимнасток мира).
Предварительные исследования включали теоретический анализ состояния вопроса по литературным данным.
Вариантность структуры композиционной последовательности элементов в упражнениях на бревне изучалась в направлении установления критериев, лежащих в основе оценки упражнений.
Одним из широко распространенных методов, используемых для оценки различных видов деятельности, где нет точных единиц измерения, является метод экспертных оценок [84]. Этот метод нужно использовать для обобщения суждения специалистов [85].
Метод используется для решения многоплановых задач, в которых важны опыт, знания и интуиция квалифицированных специалистов. Суждения специалистов чаще всего анализируются с применением статистических методов. При этом считается, что эксперт способен дать количественную оценку некоторым характерным точкам распределения, исходя из которых, составляется математическая модель этой величины. Обработка экспертных данных может выполняться различными методами: методом ранжирования, методом парных сравнений, методом шкальных оценок и так далее [92, 93]. После обработки исследователь может получить обобщенные мнения (оценки) и определить степень согласованности экспертных заключений.
Специфичным и сложным моментом является составление экспертной группы. Для целей объективизации результатов экспертизы желательно создание группы, в состав которой должны входить специалисты разных, но связанных по направленности, видов спорта, тогда проблема будет рассматриваться с различных точек зрения и разносторонний подход к решению проблемы даст возможность отыскать более квалифицированное и качественное решение [86, 97]. При составлении анкет необходимо установить общность понятий, терминов, языка, и других данных, включённых в рассмотрение. Вопросы должны быть чёткими и лаконичными. Мнения экспертов должны сохранять объективность, даже несмотря на то, что в качестве существующих факторов вводятся субъективные мнения. Объективность информации тесно связана с компетентностью экспертов, в том или ином вопросе [118]. Далее, для правильной интерпретации суждений группы экспертов, мнения и оценки систематизируются. Важное значение придаётся определению способа работы экспертов по формализации их мнений, представляемых в анкетах. Так, например, мнение экспертов о степени важности каждого из факторов могут быть формализованы различными способами [119, 156].
К методам экспертных оценок, относятся методы получения количественной оценки на основе выявления и статистической обработки мнений специалистов входящих в группу экспертов. Широкое применение методов экспертных оценок находят в процессе выработки и принятия решений по тому или иному виду человеческой деятельности.
Известно, что для принятия эффективного решения в любой сфере деятельности, необходимо, во-первых, оптимальное количество информации, то есть такой её объем, который даёт возможность обосновать соответствующее решение и в то же время не пропускается без учета целый ряд, кажущихся на первый взгляд не существенных деталей. Во-вторых, информация должна поступать в упорядоченной форме. В-третьих, информация должна удовлетворять качественным критериям по содержанию, степени обобщенности и так далее. Между тем, чаще всего объект исследования представляет собой сложную, динамическую систему, состоящую из большого количества подсистем и элементов. Трудность принятия оптимального решения определяется многообразием факторов влияющих на структуру и развитие системы, отсутствием количественных или резким разграничением соотношений между различными переменными, влияющими на систему, слабо или совсем неподдающимися контролю и изучению.
Внимание ученых и специалистов различных областей знаний к использованию и совершенствованию методов экспертных оценок объясняется тем, что несмотря на наличие в руках современного исследователя богатого арсенала, строгого обоснования математических методов, существенно облегчающих субъекту принятие решений, "чистое" применение всех этих средств не может дать верного ответа на существующие вопросы, так как объекты управления и исследования в таких науках как педагогика, психология, социология, теория спорта часто не поддаются полной или даже частичной формализации в виде математических символов. Именно в таких случаях особое значение приобретают методы экспертных оценок .
В педагогических исследованиях наиболее часто используемыми, выделяют следующие методы экспертных оценок:
* метод комиссии;
* метод коллективной генерации идей;
Задача экспертной группы заключается во всестороннем изучении и исследовании анализируемой проблемы, для того, чтобы подготовить необходимую качественную и количественную информацию для принятия последующих решений, а не в формировании самих решений, которые принимаются, как правило, организаторами экспертизы и исследователями обсуждаемой проблемы [92, 93].
Очевидно, что для выделения коллективного мнения группы необходимо, чтобы она не была слишком малой, так как в этом случае на коллективную оценку будет существенно влиять мнение каждого эксперта. При увеличении числа членов экспертной группы этот недостаток устраняется, однако появляется вероятность увеличения разнообразия оценок за счет плохо аргументированных суждений, получаемых в результате привлечения к экспертизе малокомпетентных экспертов, что увеличивает неопределённость коллективного суждения, его достоверн