Вы здесь

Жанрово-стильова своєрідність малої прози Генрі Джеймса.

Автор: 
Богиня Наталія Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U000621
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. РАННЯЯ НОВЕЛЛИСТИКА ГЕНРИ ДЖЕЙМСА: ПОИСК ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ
В этом разделе рассматриваются основные подходы к изучению жанрово-стилевого
своеобразия малой прозы Генри Джеймса. Детальное критико-аналитическое
освещение отдельных дискуссионных проблем поэтики жанра малой прозы
сопровождает каждую главу, посвященную исследованию трех периодов
художественного творчества Джеймса-новеллиста.
В джеймсоведении обычно выделяют три этапа в творчестве Генри Джеймса.
Первый (ранний) начинается в 60-е годы ХIХ века, когда молодой писатель начал
публиковать небольшие рассказы в журналах, и обычно заканчивается выходом
романа «Женский портрет» (1881), который Ф.Р.Ливис назвал «одним из величайших
романов на английском языке» [199;159].
Многое из написанного в “средний период”, приблизительные хронологические рамки
которого 1882 – 1895, по справедливому замечанию Р.П.Блэкмура, “напоминает воду
в песке, которая только играет песчинками, переставляя их с места на
место”[121;96]. Так исследователь характеризует отсутствие новаторства и
новизны в большинстве произведений этого периода, хотя и отмечает особое
изящество формы.
Знаменитый «поздний период», или, по известному определению Ф.О.Мэттиссена,
«основная фаза» (начинается с 1895, хотя иногда называют 1897 г.) является
самым спорным и неоднозначным. Некоторые исследователи (В.В.Брукс [125],
Ф.Р.Ливис) считают, что поздний Джеймс «пошел по неверному пути». Большинство
джеймсоведов (начиная с Ф.О.Мэттиссена) справедливо полагают, что именно в
поздний период творчества Джеймс подарил миру свои лучшие, не разделяя мнения
тех ученых, которые считают, что отдаление от родины и отказ от принципов
реализма сыграли роковую роль в творческой судьбе писателя.
Р.П. Блэкмур предлагает выделять четвертый период творчества Джеймса, начиная
его с 1905 года, как этап высшей зрелости художника-новатора. В это время
писатель работал над знаменитыми предисловиями, позже объединенными Л.Эделем в
сборник «Будущее романа» и по сути являющимися теоретической основой творческих
экспериментов Джеймса, редактировал свои произведения для нью-йоркского
издания. На закате жизни писатель написал трехтомную автобиографию, а в 1910
году начал работать над экспериментальными романами «Башня из слоновой кости» и
«Чувство прошлого», которые так и не были закончены.
Разделенное на этапы исследователями, творчество Джеймса как бы лишается
единства, что, конечно же, не так. Периоды творческого развития Г.Джеймса,
выделяемые исследователями – это основные этапы художественных поисков
писателя. Как правильно заметил Т.С.Элиот, «… все книги Г.Джеймса представляют
собой единство. Необходимо прочесть их все, чтобы понять и общность, и
различия, если они вообще существуют. Одинаково важны и постепенное развитие и
фундаментальное духовное единство, которые, в конечном счете, преподносят один
и тот же урок».[141; 1]
Ранний Джеймс – это ученик, однако ученик, который с самого начала понимает,
что художественное мастерство – это не только искусство, но и наука, серьезная
профессия. Не случайно с самого начала Джеймс пишет не только художественные
произведения, но и критические статьи. Он учится, анализирует и пытается
подражать признанным мастерам. Методом проб и ошибок он нащупывает, наконец,
свою дорогу в литературе. В этом смысле верной представляется мысль Э.Стоуна,
который в разделе «Ученик заимствует» (в монографии «Борьба и книги. Некоторые
аспекты творчества Генри Джеймса») замечает, что изучая, как «писатель
преобразовывает сырье своего ремесла… мы можем проникнуть в глубины его
искусства. В случае с Джеймсом это исследование приведет нас к открытию: что бы
он ни заимствовал, когда дело доходит до самого процесса написания, он всегда
оставался самим собой» [228; 79]. Исследователь имеет в виду влияние
романтической поэтики во многих «ранних» рассказах Джеймса.
В рассказах раннего периода («День дней», «Пейзажист», «Мадам де Мов»,
«Возлюбленная М.Бризо» и др.) ощутимо, что Джеймса с самого начала интересовал
прежде всего внутренний мир человека, его эмоции. Он начинает искать наиболее
адекватные пути передачи этого мира. Считается, что Джеймс сказал про себя: «Я
там, где эмоции» [121; 92], и именно это высказывание стало ключевым для
понимания всех его творческих экспериментов. «Эмоция» - ключевая эстетическая
категория романтизма – находит новое художественное воплощение в творчестве
Джеймса, для которого романтизм всегда был «вершиной» искусства, какие бы формы
художественой полемики с ним он не избирал. Поиски раннего Джеймса-новеллиста
найдут яркое воплощение в романе «Женский портрет».
Средний этап обычно характеризуется как период, когда вполне сформировавшийся
художник отходит от своих собственных идеалов и художественных поисков,
пытается найти компромисс с обществом, угодить широкой публике. Поразительно,
что среди огромного корпуса новаторской прозы этого перода только роман
«Женский портрет» и повесть «Дейзи Миллер» остаются в отечественном
литературоведении достойными изучения. Что конечно же обедняет творческий
портрет писателя.
Интерес критиков обычно связан с крупными эпическими произведениями писателя и
пьесами. Меньше анализируется малая проза, но именно здесь наблюдается
художественный взлет. В это время Джеймс пишет серию своих прекрасных
рассказов, посвященных так называемой «дилемме художника» и сущности искусства
(«Автор Белтраффио» (1884), «Урок мастера» (1888), «Личная жизнь» (1892),
«Настоящие» (1892), «Смерть льва» (1894), «В следующий раз» (1895), в которых
художник не только должен решить для себя дилемму: