РАЗДЕЛ 2.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ЛИРИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА И. АННЕНСКОГО
2.1. Принципы пространственно-временной организации поэтического мира
Анненского.
Любой художественный мир предполагает свое особое пространство и время. В
лирическом произведении эти категории носят подчеркнуто субъективный характер,
определяя лирическое «я», являясь характеристиками не только мира, но и
субъекта этого мира, так как окружающее предстает нам сквозь призму восприятия
лирического «я», и мы видим только то, что значимо для этого «я» в данный
момент. Отсюда становится ясной невозможность охарактеризовать мировосприятие
поэта без обращения как к образу лирического субъекта его поэтического мира,
так и к специфике его пространства и времени. Кроме того, как указывает
А.В. Федоров, благодаря художественной пространственно-временной модели
осуществляется связь отдельного поэтического мира с культурной традицией:
«Систему пространственно-временных представлений вырабатывает каждое
индивидуальное сознание, но каждое индивидуальное сознание является
историческим сознанием, поэтому в каждом индивидуальном сознании присутствует
прежде всего пространственно-временная концепция эпохи, культуры; в этом смысле
система пространственно-временных представлений и демонстрирует человека как
феномен определенной культуры, определенной эпохи» [138, с.96].
Время и пространство в поэтическом мире И. Анненского представлены
необыкновенно многогранно. Это образы времен года; лирическая рефлексия о
соотношении мига и вечности, конечности и бесконечности человеческого бытия;
попытки соотнести современность не только с прошлым, но и заглянуть в будущее;
время личное и эпохальное. В свою очередь пространственные сферы и локальные
точки лирического действия, будучи также весьма разнообразными (комната,
вокзал, дорога, сад, лес, поле), вместе с тем тяготеют к замкнутости и
определенности и структурируются, как правило, не столько по вертикали, сколько
по горизонтали, что, как мы попытаемся ниже продемонстрировать, имеет особый
смысл в художественно-философской системе поэта. Такое чуткое отношение к
категориям пространства и времени, возможно, продиктовано одной из центральных
в творчестве Анненского тем – смерти и бессмертия.
Художественное время в лирике Анненского характеризуется очевидной
двойственностью. Оно может быть аксиологически значимым, а может восприниматься
как враждебное человеку начало. Отсюда выделение времени в амбивалентный
тематический мотив.
С одной стороны, время существует как повторение чего-то, как надоедливая
привычка существования, что выливается в идею жизни как бессмысленного
возвращения. Причем, это возвращение лишено поступательного движения, это
простое механическое повторение уже бывшего, движение по кругу. Этим
обусловлены многочисленные образы заводных механизмов (шарманки, часов,
маятника, будильника), символизирующих человеческую жизнь, а подчас и самого
человека. Ср.: «В кругу эмалевых минут / Ее свершаются обеты...» [6, с.55]; «Да
по стенке ночь и день, / В душной клетке человечьей, / Ходит-машет сумасшедший,
/ Волоча немую тень…» [6, с.123]; «Часы не свершили урока. А маятник точно
уснул...» [6, с.172].
«Вечное возвращение» Анненского тяготеет к символистской концепции, особенно в
ее «блоковском» воплощении. Об этом наглядно свидетельствует близость мотивных
характеристик времени у Анненского к хорошо известному блоковскому
стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Но возвращение к исходным ситуациям в стихотворениях Анненского, в отличие от
Блока и символистов, мыслится в пределах одной человеческой жизни. Поэт
рассматривает время человеческого существования как конечное и губительное,
поскольку это неизбежно оказывается движением к смерти.
Анненский словно бы физически ощущает, как течет время, как тают минуты, а
вместе с ними уходит жизнь. В стихотворении «Тоска мимолетности» он пишет:
Сейчас наступит ночь. Так черны облака...
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито, – желанье и тоска,
Там все, что близится, – унылость и забвенье.
[6, с.86].
С другой стороны, мгновение у Анненского может быть равнозначно годам, и за миг
счастья поэт готов отдать все дорогое, что есть у него. Эта мысль звучит в
заключительных строчках стихотворения «Мучительный сонет»:
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Что б мог я стать огнем или сгореть в огне!
[6, c.114].
Мгновение приобретает огромную ценность: то, что было до него, уже ушло, причем
ушло, так и не реализовавшись, а то, что будет, – приближает к смерти. Поэтому
насладиться жизнью, ощутить ее во всей полноте можно только сейчас, только в
этот миг, как это продемонстрировано, например, в стихотворении «Стальная
цикада»:
Здесь мы с тобой лишь чудо,
Жить нам с тобой теперь
Только минуту – покуда
Не распахнулась дверь...
[6, с.97].
Губительному воздействию времени подвержена у Анненского и самая большая
ценность – красота. Трагический разлад между представлением о красоте и ее
воплощением в мире заключается не только в том, что истинная красота иных миров
искажается в мире этом, как предполагалось в соответствии с известной
романтической концепцией всесветного двоемирия. Ведь существуют мгновения
гармонии, которые поэт стремится запечатлеть в своих творениях. Трагедия в том,
что, по Анненскому, это всего лишь мгновения, что красота земная имеет
материальную природу, которой свойственно стареть и умирать. Эта мысль особенно
наглядно воплощена в стихотворении «Аромат лилеи мне тяжел» из «Трилистника
одиночества»:
Аромат лилеи мне тяжел,
Потому что в нем таится тл
- Киев+380960830922