РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
УЧЕНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Цели, задачи и программа экспериментального обучения
Анализ теоретических положений психологии, лингвистики и лингводидактики по проблеме исследования, а также результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что важным фактором эффективного формирования речевых навыков восьмиклассников школ с украинским языком обучения является научно обоснованная методика работы над разными видами речевой деятельности на уроках русского языка.
Таким образом, целью следующего этапа исследования стала разработка и экспериментальная проверка методики эффективного формирования речевых навыков учащихся основной школы при изучении простого предложения в условиях обучения русскому языку как второму. При этом были учтены разные аспекты: психолингвистические параметры речевых навыков, лингводидактические особенности обучения второму языку, специфика функционирования простого предложения в речи, содержание и объём программного материала по русскому языку. Это позволило определить основные подходы в решении конкретных вопросов содержания и организации экспериментального обучения речевым навыкам учащихся 8 классов.
В результате исследования процесса формирования речевых навыков учеников основной школы на уроках русского языка при изучении простого предложения, анализа специальной научно-методической, лингвистической, психолого-педагогической литературы по данной теме, учета результатов констатирующего эксперимента были определены цели, задачи, исходные положения, принципы, содержание и структура экспериментального обучения, разработаны коммуникативно-речевые задания для уроков русского языка в 8 классе школ с украинским языком обучения.
Основная цель формирующего педагогического эксперимента - разработка и проверка эффективности методики, которая обеспечивала бы формирование речевых навыков восьмиклассников школ с украинским языком обучения. Необходимость создания такой методики обусловлена рядом факторов, важнейшим из которых являются следующие:
> низкий уровень сформированности у учащихся навыков создавать высказывания как в устной, так и в письменной форме;
> отсутствие у восьмиклассников навыков адекватно выражать свои мысли, организовывать свою и чужую речевую деятельность, обеспечивая взаимодействие и взаимопонимание;
> недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы в методической литературе.
В соответствии с целью экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:
1. Разработать экспериментальную программу формирования речевых навыков учеников основной школы в процессе изучения простого предложения (в школах с украинским языком преподавания), которая содержала бы минимальные теоретические сведения о простых предложениях, их грамматико-стилистических особенностях в русском языке, коммуникативных функциях и в которой ведущее место принадлежит эффективным формам, методам, приёмам и видам работы.
2. Разработать и внедрить систему упражнений, которая будет способствовать сознательному овладению нормами правильного, коммуникативно целесообразного использования простых предложений в разных видах речевой деятельности.
3. Подобрать и апробировать необходимый дидактический материал согласно с культурологическим аспектом изучения русского языка для реализации заданий эксперимента.
4. Проверить эффективность разработанной экспериментальной методики, направленной на развитие и совершенствование речевых навыков в процессе изучения простых предложений. Подготовить учащихся к овладению знаниями о стратегиях речевого поведения, способствующих успешному общению.
Как показал анализ научной литературы, процесс формирования у учеников основной школы речевых навыков будет эффективным при определенных условиях, к которым мы относим:
* системность и последовательность в работе над обогащением речи учеников коммуникативно значимыми синтаксическими единицами;
* стимулирование восьмиклассников к активной речевой деятельности (рецептивной и продуктивной);
* учет коммуникативного и функционально-стилистического аспектов изучения простых предложений на уроках русского языка;
* активизацию самостоятельного выбора простых предложений для реализации продуктивных видов речевой деятельности с учетом ситуации общения и усвоенных теоретических знаний.
Учитывая цель, задачи и условия экспериментального обучения, при изучении простого предложения важно существенное внимание уделять таким аспектам формирования речевых навыков учеников:
1) системному (научить учеников пользоваться богатством синтаксических языковых средств, способствовать развитию и усовершенствованию их синтаксического строя речи);
2) дидактическому (при сопоставлении синтаксического материала близкородственных языков закрепить у учащихся базовые знания родного языка, которые служат основой для формирования речевых навыков);
3) коммуникативному (совершенствовать навыки активного использования простых предложений во всех видах речевой деятельности и разных сферах общения, развивать навыки культуры речевого поведения, полемики и критического мышления).
Как показали результаты предыдущих этапов диссертационного исследования, экспериментальное обучение должно быть организовано с учётом следующих психолого-педагогических принципов: функционального подхода к отбору и подаче синтаксического материала; рационального учета родного (украинского) языка учащихся; выделения нескольких этапов экспериментального обучения; учета конкретных целей и условий обучения, а также психологических особенностей восьмиклассников, мотивационного стимулирования при формировании речевых навыков на базе системы учебных операций.
Реализация целей и задач экспериментального обучения на основе изложенных выше принципов обусловливает выбор соответствующих методов обучения. В данном исследовании выбор методов
- Киев+380960830922