Вы здесь

Правове регулювання перевезення вантажів залізничним транспортом

Автор: 
Деркач Елла Михайлівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U003433
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

2.1. Условия осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом

Одним из условий осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом и одновременно средством государственного регулирования этого вида деятельности, позволяющем сочетать частные интересы хозяйствующих субъектов с публичными интересами общества в целом, является лицензирование. Этот правовой институт играет особую роль в упорядочении рыночных отношений, поскольку иначе невозможно законное вхождение и функционирование предпринимателей в хозяйственном обороте. При выполнении функций государственного контроля лицензирование направлено, прежде всего, на предупреждение возникновения сомнительных в экономико-правовом отношении хозяйствующих субъектов и, следовательно, возможных нарушений прав потенциальных контрагентов и потребителей [94, с. 76-77].
Несмотря на то, что лицензирование отдельных видов деятельности непосредственно связано с приобретением правового статуса субъектами хозяйствования, особенности правового регулирования лицензирования перевозки грузов железнодорожным транспортом не стали предметом детального исследования в юридической литературе. Это связано, прежде всего, с тем, что институт лицензирования деятельности по оказанию услуг перевозки железнодорожным транспортом впервые появился в законодательстве Украины в 2000 году с принятием Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности". Данный закон установил исчерпывающий перечень тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, определил порядок лицензирования, установил ответственность и государственный контроль в сфере лицензирования. Отдельные виды деятельности, среди которых и деятельность по предоставлению услуг перевозки железнодорожным транспортом (п. 35 ст. 9 Закона), с принятием указанного Закона стали подлежать лицензированию.
До принятия Закона о лицензировании перечень видов деятельности, подлежащих ограничению (лицензированию), устанавливался в ст. 4 Закона Украины "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г. [95]. Согласно указанному перечню (ст. 4 ч. 6 Закона о предпринимательстве) обязательно было лицензирование только международных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным транспортом (кроме стран СНГ), воздушным, морским, речным транспортом.
Становление института лицензирования железнодорожных перевозок сопровождалось определенными трудностями. Так, Закон о лицензировании обязывает субъекта хозяйствования осуществлять лицензируемую деятельность в соответствии с лицензионными условиями, установленными для такого вида деятельности. Лицензионные условия устанавливают исчерпывающий перечень квалификационных, организационных, технологических и других требований, обязательных для исполнения при осуществлении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 8 Закона о лицензировании). Данным законом на Кабинет Министров Украины была возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в силу Закона, т.е. до 21 ноября 2000 г., разработать предусмотренные законом нормативно - правовые акты. Перечень органов лицензирования был утвержден 14 ноября 2000 г. постановлением Кабинета Министров "Об утверждении перечня органов лицензирования" №1698, в соответствии с которым органом лицензирования в сфере железнодорожных перевозок стало Министерство транспорта Украины [96]. Министерство транспорта совместно с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в течение месяца должно было утвердить лицензионные условия осуществления деятельности в сфере железнодорожных перевозок. Тем не менее, Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по оказанию услуг перевозки пассажиров, грузов железнодорожным транспортом были утверждены только 8 июня 2001 г. совместным приказом Государственный комитет по регуляторной политике и предпринимательству Украины и Министерства транспорта Украины №85/363, зарегистрированного в Министерстве юстиции 23 июня 2001 г. №540/5731. Позднее, 4 июля 2001 г., был утвержден перечень документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, постановлением Кабинета Министров "Об утверждении перечня документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности" №756 [97]. Согласно этому перечню для получения лицензии по предоставлению услуг перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом вместе с заявлением о выдаче лицензии необходимо было предоставить заверенную копию сертификата соответствия предоставляемых услуг техническим условиям (техническому регламенту) и технические условия (технический регламент), которые определяют условия и порядок предоставления услуги, за подписью заявителя. Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий предоставления услуг перевозки железнодорожным транспортом утвержден Приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства транспорта Украины "Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, грузов железнодорожным транспортом от 11 февраля 2002 г. №16/73, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26 февраля 2002 г. № 188/6476. Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования Лицензионных условий осуществления деятельности в сфере железнодорожных перевозок был возложен на Министерство транспорта и Государственный комитет по регуляторной политике и предпринимательству Украины как специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования. Таким образом, на определенном этапе сложилась ситуация, когда деятельность по оказанию услуг перевозки железнодорожным транспортом подлежала лицензированию согласно принятому Закону о лицензировании, хотя сам механизм лицензи