РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И МОДЕЛИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО
ВЫБОРА АЛЬТЕРНАТИВ КОМБИНИРОВАННЫМ МЕТОДОМ НА
ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Для решения одной из основных задач данного исследования - выбора наилучшей альтернативы при анализе сложных социальных объектов - необходимо решить следующее: на основе сбалансированного сочетания экспертных, статистических, эвристических методов построить комбинированную информационную технологию для проведения комплексных социальных исследований. Для этого необходимо рассмотреть совокупность методов, альтернатив, критериев, связей как систему, выполняющую такой выбор. Данный подход, базируясь на информационных технологиях, позволяет лучше отобразить цели и решить задачу проведения комплексной социальной экспертизы сложного объекта.
Современным научным методом изучения сложных систем является системный анализ. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей. Он предполагает всестороннее, систематизированное изучение сложного объекта в целом, вместе со всеми его сложными внешними и внутренними связями [82, 17, 78]. Процедура системного анализа включает ряд этапов:
1) определение целей и задач исследования и путей их достижения; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) перечисление или изобретение альтернатив; 4) выявление структуры объекта, описание его свойств; 5) построение механизма функционирования объекта; 6) построение математической или логической модели зависимостей между целями, альтернативами, средой; 7) исследование объекта с помощью моделей и неформальных методов; 8) анализ альтернатив; 9) определить критерии выбора предпочтительной альтернативы; 10) выбор наилучшего решения; 11) представление результатов; 12) прогнозирование последствий реализации выбранных альтернатив и выбор из них наиболее рациональной [42, 63].
Методология системных исследований процесса формирования экспертной группы. В связи со сложностью структуры социальных систем проблематично провести анализ развития всей системы в целом. В этом случае считаем, что следует использовать декомпозицию - разделения системы на части, и исследование частей как самостоятельных объектов. Процесс декомпозиции начинается с определения управляющей и управляемой подсистем. На последующих этапах устанавливаются связи между элементами системы.
Управляющая подсистема Управляемые подсистемы
Рис . 2.1. Подсистемы при проведении социальных исследований
Перейдем к рассмотрению и определим систему создания экспертной группы с формальных позиций. Обозначим систему через . Обозначим элементы системы через , а их возможную совокупность - через . Обозначая все связи элемента с элементом , через , a элемента с - через .
Система - это целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.
Таким образом, можно записать
,
где - система;
- совокупность элементов в ней;
- совокупность связей;
- функция системы.
В нашей задаче необходимо использование автоматизированной системы, т.е. сложной системы с определяющей ролью элементов двух типов в виде: 1) технических средств; 2) действий человека. Ее символьная запись:
=,
где - технические средства;
- деятельность человека;
- остальные элементы в системе;
- связи между человеком и техникой.
Выделим в системе 4 модуля. 1. Модуль А - организация экспертизы. 2. Модуль В - оценка альтернатив. 3. Модуль С - обработка информации. 4. Модуль D - формирование группы экспертов. На основании сказанного построим организационную стру-ктуру системы проведения экспертиз (рис. 2.2).
Поскольку в сложных социальных системах важную роль играет передача информации [10, 59], то рассмотрим движение информации в системе. Переход от одной функции к другой есть передача потока информации, а сами функции - это обработка информации различными способами и методами. Рассмотрим потоки информации, укажем источники и потребителей информации, направление передачи, объемы, формы представления. Потоковая схема алгоритма работы системы показана на рис. 2.3.
Конечная цель может быть представлена как иерархическая совокупность множества взаимодействующих целей локальных уровней [83].
В графическом виде последовательность процедур, которые необходимо выполнить для достижения поставленных целей, показана на рис. 2.4.
На функциональной схеме показываем участие подсистем в реализации определенных функций системы (рис. 2.5).
За период с момента получения информации от эксперта до момента использования результата могут происходить: 1) старение информации, которую эксперт вносит в систему; 2) обесценивание опыта эксперта; 3) изменение функций, структуры, параметров системы; 4) изменение функций, структуры, параметров внешней среды. Соблюдение последовательности этапов позволяет раскрывать неопределенности, связанные с внешней средой и состоянием самого объекта исследования.
В нашем исследовании, в качестве составляющих в модуле B, рассматривается совокупность методов: самооценки, взаимооценки, социометрической оценки, документальной оценки, тестовой оценки, оценки по объективным показателям.
Рис. 2.2. Организационная структура системы проведения экспертиз
Рис. 2.3. Потоковая схема алгоритма работы системы при проведении экспертных исследований
Рис. 2.4. Последовательность процедур формирования экспертной группы
После последовательного применения этих методов находим агрегированную оценку.
На работу нашей системы оказывают влияние: а) технические средства (ЭВМ, программные средства и др.); б) действия и решения человека (оператора, ЛПР, эксперта, ответственного лица и др.). Оба эти источника обладают к