РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методология исследования
Методологический подход в исследованиях базировался на интеграции знаний:
- теоретических основ методики построения тренировочного процесса (Л.В. Волков [36, 37, 38], Л.П. Матвеев [119, 120], М.Я. Набатникова [143, 157], Н.Г. Озолин [152, 153]), В.Н.Платонов [167, 170], В.П. Филин [236, 237], Ю.М. Шкребтий [250, 253]);
- теории функциональных систем (П.К. Анохин [10]);
- процессов утомления, восстановления и адаптации организма к физическим нагрузкам, учет которых необходим при построении тренировочного процесса (В.М. Волков [30, 31], Ф.З. Меерсон [123], В.С. Мищенко [130, 192], В.Д. Моногаров [134, 135], В.Н. Платонов [167, 170], М.Г. Пшенникова [123]);
- моделирования составляющих параметров тренировочной и соревновательной деятельности, разработка которых дает возможность оптимизировать различные стороны подготовки лыжников (М.М. Булатова [21, 22, 258], О.И. Камаев [71], В.В. Мулик [137], В.Н. Платонов [167, 170], Т.И. Раменская [178, 179, 183], Ф.П. Суслов [200, 210], С.К. Фомин [201, 240, 241]).
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных в диссертационной работе задач подбирались адекватные методы исследований и обработки полученных результатов:
1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической и специальной литературы.
2. Педагогические методы исследования.
3. Медико-биологические методы исследования.
4. Методы математической статистики.
2.2.1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической и специальной литературы. Методы анализа научно-методической литературы использовались для изучения состояния исследуемого вопроса, постановки цели и задач исследования, при составлении экспериментальной программы и обсуждения полученных результатов. Анализировались работы отечественных [40, 46, 78, 100, 194, 196, 247 и др.] и зарубежных [276, 280, 281 и др.] авторов по теории и методике тренировки в лыжном спорте (лыжных гонках и биатлоне), циклических и других видах спорта. Так же были изучены данные других наук: общей теории подготовки спортсменов [16, 67, 133, 168, 229, 230 и др.], спортивной медицины [49, 52, 56, 121, 160, 199 и др.], физиологии [41, 88, 107, 147, 202, 203 и др.] и психологии [232, 259, 260, 263, 266, 275 и др.], спортивной метрологии [209] и биохимии [17,136, 265, 270], которые позволили объективно оценить и интерпретировать полученные результаты.
Наши исследования были направлены на изучение построения тренировочного процесса в восстановительных микроциклах. Анализ литературных источников позволил выявить, что в настоящее время не разработаны научно-обоснованные тренировочные программы восстановительных микроциклов для юных лыжников-гонщиков 15-16 лет с учетом предшествующего воздействия ударных микроциклов при использовании циклических средств тренировки и соревновательного микроцикла при использовании основного средства.
Кроме этого были изучены закономерности утомления и восстановления в спорте [5, 18, 48, 86, 99, 129, 154], вопросы контроля [19, 23, 44, 62, 63, 117 и др.], индивидуализации тренировочного процесса [4, 188, 204], медико-биологических [1, 11, 28, 32, 65, 122 и др.], фармакологических и психологических средств восстановления в спорте [34, 45, 68, 84, 89, 97, 234 и др.].
В процессе подготовки диссертации было изучено более 500 литературных источников, из них 283 представлены в списке литературы.
Анализ литературных данных представлен в первом разделе диссертационной работы. Помимо общих вопросов, неразрывно связанных с основами подготовки юных лыжников-гонщиков, была проанализирована разработка проблемы построения микроциклов в спорте [90, 159, 184, 227, 246, 255 и др.] на основании чего определена программа собственных исследований.
2.2.2. Педагогические методы исследования.
Опрос тренеров. В опросе по планированию и проведению тренировочного процесса у юных лыжников-гонщиков приняли участие ведущие тренеры Украины (в количестве 17 человек). Цель бесед заключалась в выявлении особенностей построения тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков в восстановительных микроциклах.
Анкетный опрос тренеров. С целью обобщения практического опыта работы тренеров нами была разработана анкета по вопросу планирования восстановительных микроциклов (приложение Б.1). В анкетировании участвовали ведущие тренеры из различных регионов Украины в количестве 19 человек.
Анкетный опрос лыжников-гонщиков 15-16 лет проводился по специально разработанной анкете, разработанной нами (приложение А.1). Цель анкетирования заключалась в анализе используемых в практике программ ударных, соревновательных и восстановительных микроциклов, а так же для контроля за субъективными ощущениями влияния тренировочного процесса [12]. Анкетирование прошли более 60 юных лыжников-гонщиков.
Анализ дневников самоконтроля и тренировочных планов проводился в базовых мезоциклах подготовительного периода и контрольно-подготовительном мезоцикле соревновательного периода. Анализировались и сопоставлялись данные дневников тренировок с данными анкетного опроса. Содержание дневников тренировок составлялось в соответствии с имеющимися в научно-методической литературе рекомендациями [125, 127].
Педагогические наблюдения являются одним из методов педагогических исследований [39]. Педагогические наблюдения учебно-тренировочного процесса при выполнении работы до наступления явного утомления с использованием различных средств подготовки включали регистрацию показателей: хронометраж времени прохождение 3-х км кругов, частоты сердечных сокращений, количество шагов на контрольном 30-метровом отрезке, а так же субъективные показатели: окраска кожи, оценка передвижения, сосредоточенность, общее самочувствие, и заносились в протокол (приложение А.2).
Специальное педагогическое тестирование предусматривало контроль специально