Вы здесь

Російська мемуарно-автобіографічна проза 1990-2000-х років: жанрова специфіка

Автор: 
Клімчук Оксана Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U005407
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
Развитие традиций мемуарно-автобиографической прозы и новаторский характер
воспоминаний Анатолия Наймана «Славный конец бесславных поколений»
2.1.  Жанровые особенности книги воспоминаний А.  Наймана.
Книга известного поэта, романиста и переводчика Анатолия Наймана «Славный конец
бесславных поколений» (1998 г.) стала логичным продолжением мемуарного
творчества писателя, в частности, получивших широкое признание «Рассказов об
Анне Ахматовой», опубликованных – в 1989 году. Заметим, что оба произведения
вызвали многочисленные эмоциональные критические отклики, чему содействовала
как подчеркнутая полемичность и субъективность воспоминаний, авторское
стремление к пересмотру иерархий в литературе, так и актуальность тем и
своевременность появления книг.
Так, «Рассказы об Анне Ахматовой» были опубликованы в постперестроечное время
на волне возвращения в литературу незаслуженно забытых имен и пересмотра всей
картины литературной жизни советской поры. Знаменателен литературный, в
особенности мемуарный, контекст, в котором появились воспоминания А. Наймана. В
конце 1980-х начале 1990-х мемуаристка переживала взлет и вышла в центр
литературного процесса, приобрела особые черты, характерные для произведений
жанра именно в данный период. В это время публикуются «Записки об Анне
Ахматовой» Лидии Чуковской (1989), «Воспоминания» Н. Мандельштам (1989),
мемуары К. Симонова «Глазами человека моего поколения» (1990), «Непридуманное»
Л. Разгона (1990), а также крупные автобиографические повествования
(Е. Керсновской, А. Жигулина, Н. Берберовой).
«Рассказы об Анне Ахматовой» входят органичной частью в этот поток литературы,
имеющий свои типологические черты. Среди них выделим такие: пафос открытия
прошлого заново, антитоталитарная направленность, постановка проблемы истинного
творчества, противопоставление двух выборов – «служения» вечности и «службы»
идеологии; формирование новой картины литературы с принципиально иными, чем
было ранее принято в официальных идеологических оценках, ориентирами. Подобная
содержательная специфика, видимо, определила и особенности художественной формы
мемуарно-автобиографической прозы этого периода. В частности, углубление и
расширение документальной основы за счет авторской субъективности (которая,
заметим, особенно характерна для модернистских произведений рубежа веков и
первых постмодернистских книг 1970-х начала 1980-х, например, произведений
В. Катаева). Так, например, К. Симонов широко вводит в свои воспоминания
документы эпохи, Лидия Чуковская дополняет «Записки об Анне Ахматовой»
специальными разъяснениями, фактами из жизни конкретных людей, документами,
наконец, самими стихами Ахматовой, ибо только в таком контексте проясняется
авторская концепция. А. Найман в «Рассказах об Анне Ахматовой» использует
письма поэтессы как материал, документирующий собственные впечатления. В этом
отношении показательна оценка «Рассказов об Анне Ахматовой», данная А. Найманом
почти через десять лет в новой книге воспоминаний: «Как автору, мне иметь
мнение о «Рассказах» не полагается, но дать аннотацию право есть. Эта книга –
комментарий к полутора десяткам писем ко мне. Не строгий академический, не
исследовательский, исторический, не концептуально-литературный, а
академический, исторический, литературный, психологический,
импрессионистический и какой вы хотите, в той органической связанности этих
качеств, которую принято называть человеческой» [143, 237]. И повествователь
эмоционально дискутирует с критикой данного произведения И. Бродским, особенно
с тем замечанием что, якобы, А. Найман пишет «под себя». Мемуарист отстаивает
свое право на субъективность, но, заметим, не вполне корректно совмещает
«документ» (письма), «комментарий» и собственную глубоко личную интерпретацию
событий и исторических фигур. «В «Рассказах» не мне судить, та ли Ахматова, но
письма – те, и так вышло, что стоит за тем или иным словом, знаю я, и больше
никто…» [143, 237].
Не обсуждая суть субъективных разночтений образа Ахматовой, заметим, что
обозначена тенденция к жанровому синтезу и ее вектор: в воспоминаниях
А. Наймана конца 1980-х, как и во многих других произведениях этой поры, это
тяготение к документализации. Самой напряженной жанровой границей становится
граница между мемуарно-автобиографической прозой и документальным
исследованием, комментарием. Именно эта особенность, как представляется,
определяет «лицо» мемуаристики опубликованной и написанной в конце 1980-х,
хотя, безусловно, ее типологические черты еще должны быть специально подробно
изучены.
Анализ новейших текстов 1990-2000-х годов показывает, что и через десятилетие
эта тенденция к жанровому синтезу, свидетельствующая об обновлении и изменении
самой мемуарно-автобиографической прозы, сохраняется, но векторы ее реализации
стали иными, что отразили многие произведения, в частности, «Славный конец
бесславных поколений».
Эта книга появилась в принципиально ином контексте, чем воспоминания конца
1980-х годов, в том числе и «Рассказы об Анне Ахматовой». К мемуарному
творчеству подключилось новое поколение (поколение формировавшееся как
культурная общность в 1960-е), имеющее не столь трагическую судьбу и опыт
сопротивления тоталитарному режиму, осознавшее себя новой культурной
целостностью и стремящееся это качество осмыслить. Результатом данного процесса
саморефлексии явилась публикация таких знаковых текстов, как «Рожденный в 37-м»
М. Харитонова, «Подлинная история зеленых музыкантов» Е. Попова (соединившая
черты воспоминаний, комментария и автопародии), книга А. Чудакова «Л