РАЗДЕЛ 2
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Субъектность как качество личности или социальной группы предполагает, как подчеркивалось выше, воздействие носителя данного феномена (субъектности) на других участников социального процесса (индивидов, общности и т.д.). При этом последние также могут выступать субъектами социального взаимодействия, что придает общественным отношениям субъект-субъектный (в отличие субъект-объектного) характер. В настоящей главе мы хотели бы исследовать субъектность (точнее, субъектную диспозицию) современного украинского студенчества в контексте его взаимодействия с таким социальным институтом, как высшее образование. При этом особое внимание будет уделено динамике ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактору формирования ее социальной субъектности.
Исследовательский интерес к студенчеству сегодня, как, впрочем, и всегда, детерминируется, на наш взгляд, несколькими причинами. Во-первых, демографическими и интеллектуальными характеристиками данной социальной общности, которые делают ее одной из наиболее, ресурсоемких общественных групп. Ведь и возраст, и образование в современных условиях являются важнейшими социальными ресурсами. Однако их актуализация, реализация интеллектуального и возрастного потенциала сегодняшнего студенчества во многом детерминируется его ценностными преференциями, способствующими/препятствующими становлению субъектности этой социально группы. При этом нас интересует, насколько украинское студенчество отвечает характеристикам субъекта современных цивилизационных изменений. Это первый фокус нашего исследования. Второй связан с тем, что студенчество по характеру своей деятельности, взглядам, ценностным ориентациям и т.д. очень близко к такой социальной группе, как интеллигенция. Не случайно студенчество называют предынтеллигенцией. Мы убеждены, что интеллигенция, точнее та ее часть, которую мы называем интеллектуальной элитой, играет важнейшую (если не главную) роль в продуцировании и трансляции ценностей конкретного общества. Поэтому важно исследовать студенчество как резерв формирования интеллектуальной элиты, как предэлиту, а высшую школу рассматривать как главный канал этого формирования.
Наконец, назовем еще одну причину повышенного внимания исследователей и практиков к студенческой молодежи. Динамичность, организованность и высокий интеллектуальный уровень студенчества делает его весьма привлекательным для разного рода идеологов и политиков, стремящихся вовлечь эту молодежную группу в политические игры. Яркие примеры тому - события в Украине в период так называемого "кассетного" скандала, "оранжевой революции" и т.д. Именно поэтому в рамках проведенного нами изучения особое внимание было уделено гражданско-политическим позициям украинского студенчества, его ценностным ориентациям в данной сфере, протестному поведению.
Прежде чем обратиться к анализу социальной субъектности студенческой молодежи, ее ценностного мира в ретроспективе, современных проявлениях и возможных перспективах, приведем несколько аргументов в пользу нашего видения студенчества как социокультурной общности.
2.1. Студенческая молодежь как социокультурная общность
Идентифицируя студенчество как социокультурную общность, прежде всего объясним, почему по отношению к вузовской молодежи мы не используем такое понятие, как "группа". Признавая близость содержания понятий "социальная группа" и "социальная общность", мы тем не менее не считаем эти понятия тождественными. Во-первых, потому, что в определении одного из них ("группа") акцент обычно делается на объективных признаках, объединяющих людей, в определении другого ("общность") - на субъективных. Во-вторых, понятие "социальная группа", с нашей точки зрения, является более широким, чем понятие "социальная общность". При этом по отношению, например, к молодежи? мы, в отличие от Н. И. Черныш [см. 171] и некоторых других исследователей, используем понятие "социально-демографическая группа", тем самым подчеркивая такие объективные признаки индивидов, составляющих данную группу, как возраст и выполняемая ею социальная функция - ювентизация общества
Как социально-демографическая группа молодежь состоит из множества социальных общностей, то есть совокупностей людей, объединенных общими условиями жизни, целью, интересами и ценностями (субкультурой), а также рядом других общих признаков, в первую очередь субъективных. Поскольку чаще всего в контексте субъективных признаков рассматривается близость (или единство) ценностно-нормативных систем, то, на наш взгляд, более корректным является понятие "социокультурная (а не просто социальная) общность". Во всяком случае по отношению к студенчеству мы используем именно это понятие. Формулируя его дефиницию, мы исходим из трактовки социокультурного П. А. Сорокина, о некорректности рассмотрения "социокультурных явлений так, как будто бы они состоят исключительно из людей; помимо людей они включают в себя нематериальные значения (выделено нами - Л. С.) и их материальные носители как равно существенные и универсальные компоненты. Структура эмпирических социокультурных явлений, таким образом, состоит не из одного, а из трех компонентов" [28, с. 206]. Такое видение социокультурных феноменов позволило нам включить в понятие "социокультурная общность" символический и предметный мир конкретной совокупности людей, в нашем случае - студенчества. Именно символический (ценностный) и вещный мир студенческой молодежи определяют ее специфическую субкультуру, что и делает ее социокультурной общностью, отделяя от других молодежных общностей, которые, в свою очередь, могут обладать собственным символическим и предметным миром. В этой связи мы поддерживаем точку зрения тех исследователей, которые полагают, что "создателем, носителем и хранителем субкультурных традиций выступает обычно социокультурная группа. Вместе с тем далеко не всякая социальная группа обладает собственной су