ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время методология управления природоохранной деятельностью активно реформируется. Очевидной тенденцией, при этом, является замена концепции абсолютной надежности концепцией снижения величины воздействия до оптимального уровня, фундаментом которой является допущение приемлемого риска.
Не останавливаясь подробно на сравнительном сопоставлении данных концепций, заметим лишь, что их смена обусловлена, в первую очередь, отказом от идеологии защиты природной среды в пользу идеологии перманентного управления состоянием природной средой. Задачи управления, являясь в основе своей многокритериальными, требуют оптимизации по ряду экологических, экономических и социальных факторов а, следовательно определения цены уступок, потерь при выигрыше по тому или иному из факторов. При этом человек и общество сознательно допускают некоторый экологический риск ради получения выгод экономических, социальных, с учетом того, что выгода, в конечном счете, направляется на снижение этого риска.
Отличительная особенность концепции риска состоит в допущении приемлемого риска в человеческой жизнедеятельности, в том числе и в связи с антропогенными воздействиями, и в возможности установления приоритетных управляющих воздействий, способных снизить повышенный уровень риска до приемлемого.
При этом приемлемость обосновывается с учетом целого ряда экономических и социальных факторов. В результате, уровень риска от антропогенных воздействий, вызванных хозяйственной деятельностью, считается приемлемым, если его величина в сопоставлении с приемлемой выгодой оценивается как незначительная.
В литературе принцип приемлемого риска получил название принципа аббревиатура от iv так низко, как это достижимо в пределах разумного.
В отличие от традиционных методов оценки угрозы, связанной с загрязнением элементов природной среды на основе сравнения с ПДК, методология оценки риска предлагает принципы ситуативной оценки. В этом случае, кроме установления факта угрозы выполняется оценка вероятности и интенсивности ее реализации и воздействия загрязнения на здоровье и безопасность людей, сложившуюся систему природопользования и т.п. с учетом специфических условия участка загрязнения.
Это позволяет фокусировать усилия по восстановлению качества подземных вод и грунтов, прежде всего на тех участках, где загрязнение больше всего задевает вопросы здоровья людей и состояние природной среды, т.е. на участках с наивысшим приоритетом.
Использование оценки риска позволяет, также, четко выделить группы, потенциально уязвимые вследствие загрязнения такие, например, как потребители воды и разработать целевые показатели нормативы очистки природной среды, обеспечивающие требуемую безопасность при их достижении.
В России внедрение практики оценки риска с целью повышения экологической безопасности актуально еще и тем, что значительное число показателей, лимитирующих содержание вредных веществ в воде , установлены по органолептическому или общесанитарному показателю вредности, и не отражают прямые токсические эффекты на здоровье, используемые при оценке риска.
Помимо этого, пристальный интерес к проблеме риска обусловлен поиском общего междисциплинарного понятийного аппарата, способного выражать результаты исследований различных экологических дисциплин в единых терминах.
Реалистичность и эффективность природоохранных программ, разработанных на основе поиска компромисса между экологическими, социальными и экономическими приоритетами, нашло свое выражение в повсеместном использовании руководств и рекомендаций по экологическому нормированию на основе оценки риска в Нидерландах, Японии, США и других высокоразвитых стран.
В этих странах оценка риска находит широкое применение при оценке состояния территорий, разработке мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценке воздействия загрязнения на здоровье населения, разработке программ по управлению риском.
Кроме того, оценка риска рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровне, так и на уровне отдельного производства или другого потенциального источника загрязнения окружающей среды.
Развитие методологии оценки риска и ее внедрение практику защиты окружающей природной от химического загрязнения до настоящего времени в нашей стране сдерживалось отсутствием нормативных оснований.
В г. был принят Приказ Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской федерации, в Приложении к которому к г. планировалось внести изменения в действующую нормативную и методическую документацию с учетом оценки риска при проведении гигиенической и экологической паспортизации, экспертизе, экологическом аудите, определении зон экологического бедствия, а к г. предполагалось внедрение методики оценки риска во всех регионах России.
Несмотря на это, а, также, на относительную доступность зарубежных методик оценки риска, баз данных токсичности веществ, использование методологии оценки риска до г не выходило за рамки пилотных проектов гг. Ангарск, Волгоград, Пермь, Череповец и др., так как входило в противоречие с нормами ПДК.
Ситуация с нормативной базой изменилась в последние два года.
В г. был выпущен утвержденный Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России РИД РУКОВОДСТВО Р 2.1 Порядок проведения работ по определению риска при химическом загрязнении природной среды, полностью адаптированный к существующей мировой процедуре оценки риска.
Актуальность
- Киев+380960830922