2
Содержание
Введение............................................................................4
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Урбанизация и экологические проблемы города.................................7
1.2. Риск........................................................................8
1.2.1. Базовые определения...................................................11
1.2.2. Оценка риска и управление риском. Основные положения.................13
1.2.3 Риск и устойчивое развитие.............................................15
1.3. Факторы риска...............................................................17
1.3.1. Химические загрязнения............................................... 18
и- .>1
1.3.2. Шумовое загрязнение..................Г...............................27
1.4. Методы оценки риска, обусловленного аварийными процессами, химическим и шумовым загрязнением...........................................................31
1.4.1. Риск рефлекторных токсических эффектов................................31
1.4.2. Риск хронических токсических эффектов.................................33
• 1.4.3. Риск заболевания населения при шумовом загрязнении....................35
1.5. Распространение загрязнений в окружающей среде
1.5.1. Специфики распространения газообразных и аэрозольных веществ ........................................................................... 36
1.5.1.1. Горячие выбросы.................................................43
1.5.1.2. Холодные выбросы................................................47
1.5.2. Влияние метеоусловий..................................................51
1.5.2.1. Скорость ветра..................................................52
1.5.2.2. Вертикальная устойчивость атмосферы.............................52
1.5.2.3. Температура воздуха.............................................54
1.5.3. Влияние подстилающей поверхности на распространение загрязнений 54
1.6. Распространение шума......................................................56
3
1.6.1. Влияние подстилающей поверхности на распространение шума............56
1.6.2. Экранирование шума .................................................57
Глава 2 Описание методики расчетов
2.1. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ,
содержащихся в автомобильных выхлопах..................................59
2.1.1. Расчет выбросов от одного автомобиля................................59
2.1.2. Улица как линейный источник выбросов................................60
2.2. Расчет уровня шума......................................................62
Глава 3 Обсуждение результатов
3.1. Риск заболевания и выброс автомобильного транспорта........................66
3.1.1. Оценка риска немедленных рефлекторных проявлений
68
3.1.2. Риск хронических заболеваний........................................72
3.2. Риск от транспортного шума................................................79
3.3. Риск от комбинированного воздействия загрязнения атмосферы и шума 82
Выводы........................................................................... 87
Список литературы..................................................................88
Приложения.........................................................................97
9
обществе СОППЖ, в течение которой личность может вести полнокровную и деятельную жизнь в состоянии физического, душевного и социального благополучия.
транспорт
0,130,13
0,11
л
•' 0,02
падение
алкоголь
отравление
[□му»мины Нлсящины
0,07
пожар
Рис Л. Риск гибели населения Москвы вследствие несчастных случаев от различных причин в 1995 году [4]
Рис.2. Динамика изменения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) для населения Москвы и в среднем по России [4].
Весьма показательно, что начиная с 1992-1993 гг. величина ОПЖ становится меньше. В настоящее время с целью обеспечения безопасности в развитых западных странах в практическую деятельность начинают вводить такой показатель как стоимость (в денежном выражении) «единицы» риска Эта стоимость тем больше, чем выше уровень экономического развития страны и, соответственно, ниже уровень риска, дороже стоимость продления жизни за год дополнительной жизни. Существует формулировка понятия о предельно допустимом уровне (ПДУ) риска для индивидуума. ПДУ риска должен быть настолько низким, чтобы это не вызывало какого либо беспокойства индивидуума. Естественно, что стремятся установить конкретное численное значение для ПДУ на таком низком уровне, какой технически достижим. Однако при этом учитывается, что такое стремление, как показывают практика и расчеты, связано с очень большими экономическими затратами на снижение риска, которые в конечном итоге, как правило, ведут к
10
нерентабельности самой хозяйственной деятельности. В силу этого, при установлении численного значения дня ПДУ риска, отдавая приоритет социальным аспектам проблемы, учитывают и уровень экономического развития, достигнутого в рассматриваемой социально-экономической системе (СЭС). Более высокий уровень экономического развития позволяет установить более низкие значения для ПДУ. Внедрение любой практической деятельности в практику возможно только при условии принятия технических или организационных мер, позволяющих снизить уровень рассматриваемого риска до величины ПДУ. Процесс управления риском в СЭС с целью поддержания безопасности ее населения на максимально достижимом уровне, соответствующем уровню развития данной СЭС, представляет собой процесс распределения ограниченных материальных ресурсов на снижения риска от тех или иных видов опасности, воздействию которых может быть подвержен человек и окружающая его среда. Решение этой задачи определяет процесс управления риском, присущим определенным видом деятельности. В процессе управления риском требуется определить такую величину затрат на меры безопасности в рассматриваемой деятельности, которая бы обеспечила максимально возможное увеличение СППЖ в заданной СЭС. Именно в рамках такого процесса управления риском и должна быть определена конкретная количественная величина "приемлемого риска" от того или иного вида деятельности.
Вообще по происхождению можно выделить 3 типа риска: естественный,
антропогенный и социальный. В крупных городах, как правило, сконцентрировано большое количество населения и потенциально опасных промышленных предприятий, поэтому максимальный вклад в общий риск заболевания населения вносит антропогенный, или техногенный риск.
Техногенный риск [4] связан с человеческой деятельностью, с возникновением техносферы, определяется существующим уровнем развития технологии и техники и увеличивает естественный риск [5]. При оценке риска в крупных городах рассматриваются следующие источники антропогенного риска: [5]
• промышленные объекты, постоянные и аварийные выбросы опасных веществ которых могут оказывать негативное кратко- и долгосрочное воздействие на жизнь людей, окружающую среду и экономические ресурсы;
• транспортные системы как источники постоянных выбросов, а также аварии на транспорте с угрожающими последствиями для населения и окружающей среды;
• урбанизация как таковая и связанные с ней инфраструктуры, являющиеся источниками риска для окружающей среды вследствие, например, загрязнения
- Киев+380960830922