Ви є тут

Серийная музыка : Вопросы истории, теории, эстетики

Автор: 
Курбатская Светлана Александровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1996
Артикул:
1000231497
179 грн
Додати в кошик

Вміст

УДК 78 ББК 85.31 К93
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
п18 го -оо
Курбатская С,
К93 Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетик* М.: ТЦ «Сфера», 3996. - 128 с.
1БВН 5-89144-007-7.
Впервые на русском языке предлагается сводная моногра^ по такой обширной теме, как серийная музыка. Дана истории кая периодизация серийности и уточнен смысл основных по тий и терминов. В последовательном и систематизированном в раскрыта основная музыкальная проблематика серийности 0 дивидуаль но-стиле вые трактовки и эволюция серийного мыш ния; мелодика, гармонические и фактурные формы, кортрапун принципы музыкальной формы), а также предложен метод ц ностно-эстетического анализа серийного произведения.
Теоретические положения обильно проиллюстрированы а лизом музыки Веберна, Берга и Шенберга, Кляйна, Хауэра, Ст винского, Даллапикколы, Булеза, Штокхаузена, Денисова, 1 ретникова и др.
Книга предназначена для музыкантов-профессионалов, за) мающихся современной музыкой, студентов музыкальных уч ных заведений, а также достаточно подготовленных и заинте сованных любителей.
ББК 8:
ISBN 5-89144-006-7
<© Курбатская, 1
Посвящается моей семье
ПРЕДИСЛОВИЕ
Более 90 лет отделяют нас от с а м о г о раннего опыта ийной организации музыкального материала (в Струнном ртете "Ск-С-Е" А.Веберна, 1905 г.). К настоящему времени нятие "серийность" охватывает обширнейший круг явлений, огие из которых - при непосредственном сопоставлении -«сутся настолько несходными, как будто принадлежат к разным ковым "мирам”. Так, мы говорим о "серийности" Стравинского "серийности" Булеза, но в обоих случаях за одним и тем же нятием стоят не только абсолютно индивидуальные мпозиционно-технические методы, но и ярко-самобытные, в ем роде уникальные концепции музыки (со всеми одящими компонентами, как-то: музыкальное содержание и ализуемые в нем духовные и эстетические установки, сам "мате-ал" музыки с его свойствами, система художественного шления, принципы звуковой логики и тд. ). Именно стремле-ем воссоздать по-возможности полную музыкальную ртину серийности обусловлен замысел данной книги.
В литературе накоплен достаточно объемный материал по рийной музыке. Это монографии об отдельных композиторах [ направлениях и учебники по серийной ( серийно-додека-нной) технике, капитальные теоретические труды и статьи по нкретным проблемам, подробные анализы произведений и ра-ты справочно-информативного характера. Несомненный "чис-нный перевес" зарубежных исследований объясняется хорошо вестными печальными обстоятельствами советской эпохи, когда еологический диктат в музыкальной науке долгое время серьезно пятствовал целенаправленному изучению серийной (как и бой другой "формалистической", "непонятной народу") музыки.
3
10) Микросерийность - вид серийной техник при котором источником (инвариантом) ткани является м и кросерия,то есть серия из меньшего, чем 12, числа высо Для примера назовем квартет "Сія-С-Е" А. Веберна, два бран из балета "Агон" ( пример 7а) и композицию "Памяти Дилана Т маса" И.Стравинского, "Симфонию-концерт" для виолончели оркестром Б.Бриттена ( пример 7 6):
Уместно сопоставить понятие "микросерии" с двумя дру гими, также относящимися к сфере упорядочивания неболыиог числа высот, но имеющими другие оттенки содержания.
Неполная серия - это часть полной 12-звуково серии, самостоятельно функционирующая на определенном уча стке произведения. Субсерия - это сегмент серии, функци онирующий на микроуровне в качестве серии. К субсерии може
38

«меняться весь комплекс приемов серийного развития: гори-нтальнос и вертикальное обращение, транспозиция, пермутация. 1ассическими образцами являются произведения А.Веберна ( на-нмер, Концерт для девяти инструментов ор.24), в которых оморфные интервальные группы-субсерии выведены из одного 1тонационного "зерна1*, фактически выступающего в роли един-венного источника высотной ткани (об этом - в главе III). риведем также серию из "Погребальной музыки" В. Лю-
славского12:
Отличие от микросерии в том, что последняя существует ас самостоятельная "единица" композиции, в то время как суб-рия является составной частью более крупной структуры -олной серии.
11)Сериализм (сериальная техника) - метод со-инения музыки при помощи серий двух или более параметров см.: Когоутек1976, с.107; МЭС1990, с.493 ). Например, в "Ост-зве огня" О.Мессиана, помимо 12-ступенной высотной серии, спользуются серии ритма (также 12 единиц), динамики 5 единиц) и артикуляции ( 5 единиц ):
* <?>«—ЧгР (Я*—
ысота
12
динамика р - т/ - / ш її -$її
артикуляция [ оЫ.] - (%лГо)- (рогіат)- (асе.) - (рсс.'іїасс.)
5
12) Серийность - 1) в 12-ступенной системе принцип высотной организации, состоящий в выведении всех без исключения элементов из первоначальной последовательности не-