Ви є тут

Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение

Автор: 
Тарасов Кирилл Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000237704
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты
социологического исследования воздействия насилия в художественных фильмах §1. Научные концепции эффекта воздействия
аудиовизуальной культуры и их эволюция......... 19
§ 2. Определение понятия "насилие в фильме"......... 42
§ 3. Репрезентация насилия в киноискусстве.......... 66
Глава И. Насилие в художественных фильмах:
воздействие и проблема противодействия
§ I. Опыт изучения проблемы за рубежом.............. 93
§ 2. Аттрагирующее воздействие насилия в фильмах 115
§ 3. О противодействии негативному влиянию насилия в
фильмах средствами медиа-образования........... 141
Заключение ............................................... 159
Литература ............................................... 165
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социальное функционирование экранного насилия в его нынешних масштабах - явление, возникшее в российской культуре сравнительно недавно и пока не получившее должного освещения в теоретических работах. Отсюда противоречие между потребностями различных институтов российского общества в достоверной информации о масштабах восприятия подрастающим поколением насилия в кино (игровые кино-, теле- и видеофильмы), о реальном воздействии экранного насилия на его социальное поведение и установки и едва ли не полным отсутствием такой информации в отечественных социологических изданиях, зародышевым состоянием самой научной разработки проблемы. Необходимостью разрешить существующее противоречие и продиктовано настоящее исследование.
В советскую эпоху наиболее актуальной была проблема социально активного кинематографа. Сегодняшняя задача - поскромнее. На передний план выдвинулся вопрос о социально ответственном кинематографе. В самом деле, в целом удручающее интеллектуальное и нравственное содержание функционирующего репертуара кинотеатров, видео и кабельного ТВ неотвратимо наводит на мысль об эпидемии духовной "интоксикации", жертвой которой стали многомиллионные зрительские аудитории. При всем том, не подвергнув эту мысль строгой научной проверке, принимать ее за истину нет оснований. Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки и поведение человека, вредное в том числе, - процесс, трудно поддающийся объективному исследованию. Обыденное сознание порождает о нем немало мифологически гипертрофированных представлений, а социальная наука на поиски крупиц истины вынуждена затрачивать нема-
17
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка основных литературных источников, использованных автором.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты
социологического исследования воздействия насилия в художественных фильмах
В настоящей главе рассматриваются три взаимосвязанных вопроса. Сначала в историко-теоретическом аспекте рассматриваются концепции влияния на зрителей аудиовизуальной культуры в целом, разработанные в мировой науке с опорой на эмпирический материал специальных исследований. Обращение к этому вопросу продиктовано диалектикой целого и части. Фильмы с насилием производятся, распространяются и потребляются в лоне аудиовизуальных средств массовой информации кинематографа, телевидения, видео. Влияние на аудиторию такого рода зрелища - частный случай воздействия всей аудиовизуальной культуры. По этой причине необходимо иметь представление одновременно и об общем, и о частном. Первое позволяет лучше понять второе. Второй вопрос - сугубо концептуального свойства. Научное изучение поставленной проблемы предполагает выработку обоснованного определения феномена насилия в фильмах. С этой целью в главе анализу подвергаются соответствующие дефиниции в англоязычной литературе и предлагается авторское определение. Наконец с позиций междисциплинарного подхода будет рассмотрен вопрос о причинах и характере репрезентации насилия в фильмах. Его осмысление проливает свет на социальную обусловленность этого явления, а также значимость в качестве фактора воздействия фильма.