Ви є тут

Формирование и функционирование тематизма в венской симфонической школе XVIII века : Композиторы второго ранга

Автор: 
Блинова Светлана Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000244063
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................5
Глава I. ВЕНСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА XVIII ВЕКА.
§1. Некоторые предпосылки формирования в Вене классической симфонии ................................................. 21
§2. Венская школа XVIII века (периодизация, авторы).. . 36
Глава II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
§1. К проблеме дифференциации симфонии и других жанров 60
§3. Жанровые источники тематизма симфоний. ............... 63
§3. Структура и драматургия цикла. ....................... 74
Глава III. ТЕМА, ТЕМАТИЗМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
§ 1. Категории тематического анализа........................ 92
§ 2. Основные принципы тематического анализа................ 110
Глава IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ ВЕНСКИХ СИМФОНИИ XVIII ВЕКА.
§ 1. Тематические ядра и их оппозиции....................... 126
§ 2. Преобразования тематических ядер и их оппозиций... 144
§ 3. Типы тем............................................... 156
Глава V. ХАРАКТЕРИСТИКА СООТНОШЕНИЯ ТЕМ В БИ- И ПОЛИТЕМАТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ......................................................... 183
§ 1. Соотношение основных тем и тем трио в сложных
трехчастных формах................................................186
§ 2. Соотношение тем в рондо...............................196
- 3 -
§ 3. Соотношение тем главной и побочной партий в
сонатных формах.....................................................203
§ 4. Темы в разных типах структур.............................227
§ 5. Интеграция цикла посредством тематических связей. ..234
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 239
Примечания .................................................. 247
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I. Австрийские императоры и музыка................ 254
Приложение 11. Периодизация венских. авторов ................ 258
Приложение III. Итальянские композиторы и итальянские
влияния в Вене в XVIII веке........................................ 259
Приложение IV. Схема "Учителя-ученики" .... 262
Приложение V. Лики композиторов (Словарь)... 263
Приложение VI. Список сочинений, привлеченных к
анализу............................................................ 315
Приложение VII. Хронологическая таблица сочинений (с дополнением дат некоторых других событий музыкальной
жизни Вены)........................................................ 323
Приложение VIII. Сведения о прижизненных публикациях
симфоний рассматриваемых авторов................................... 327
Приложение IX. Некоторые образцы инструментальных составов
в симфониях........................................................ 329
Приложение X. ЖанроЕые источники тематизма симфоний.. 332
Приложение XI........................Составы ненормативных циклов.................. 334
Приложение XII. Тональности циклов........................... 336
Приложение XIII. Схемы мотивной композиции тем
менуэтов с эхо-повторами......................................... 346
- 47 -
Штарцер"(Аберт 1987, с. 171). "Монн наряду с Вагензейлем и Штар-цером - наиболее значительные представители предклассицизма на венской земле”(Kollpacher, Sp. 471). Новак также называет Штар-цера наряду с Вагензейлем, М.Г. Монном и др. в качестве композиторов, ведущих "...от Фукса й Кальдары, представителей направления позднего барокко и укоренившейся в Вене неаполитанской школы, к середине XVIII ‘столетия"(Новак, с.35). Г.Й.Вёрнер и Ф.И.А.Тума менее известны и во многих обзорах венской симфонии не упоминаются вовсе.
Группа названных авторов в работах музыковедов получает разные наименования. К. Неф считает М. Г. Монна главой "молодой венской школы, можно сказать, посредствующей между Фуксом и Гайдном. Из его современников можно назвать главным образом ....Г. Ройтера младшего, Г.К.Вагензейля, М.Шлёгера, Й.Штарцера, Иоганна Кристофа Монна (или Манна, вероятно, брата Матиаса Георга)" (Nef, S.145; здесь и далее на протяжении абзаца во всех цитатах курсив мой - С.Б). Напротив, Бюкен, подчеркивая преемственность с Фуксом, причисляет эту же шестерку композиторов к "старой венской школе"(Вюкен, с.82). В другом случае Монн, Ва-гензейль и Штарцер выступают как представители "доклассической школы" (Аберт 1987, с. 171). Ливанова говорит о "композиторах предклассического периода”(Ливанова 1982, с.344). Шенк и вовсе называет "австрийских предклассиков" - "...ранними романтиками, которых можно так назвать, принимая во внимание их стилевые ори-. ентиры, существенно отличающиеся от галантного стиля"(Schenk, S.55). Чтобы не использовать неоднозначных понятий "старая" и "молодая" по отношению к композиторам, занимающим промежуточное положение между барокко и классикой (по отношению к будущему -
- 48 -
"старая школа", по отношению к прошлому - "молодая"), в дальнейшем будем использовать более точный термин "предклассическая" (Уогк1аз51к).
Большинство исследователей указывают на переходный характер творчества этой группы композиторов. Предклассика - это новое, несущее на себе многие следы старого, прорыв к классике одновременно с сохранением реликтов барочного стиля; предклассике "... свойственны не единство, а многообразие, противоречивость, раздвоенность, характер прорыва" (КиттепбоПег, Б.З). Одно из главных проявлений барочности - верность полифоническим традициям. В таком случае "барочными" следует считать Вернера, Туму и М. Г. Монна, т.к. именно они привержены к контрапункту. Стиль Ваген-зейля оказывается более "прогрессивным", в частности, за счет уменьшения роли полифонии; основной массив его симфоний (имеем в виду концертные симфонии) создается уже после смерти М.Г. Монна.
К предклассической эпохе, вероятно, следует причислить и еще двух авторов - Ф. Гассмана и К. Ордонеза (Фишером они вообще не упомянуты - ни среди предклассиков, ни среди ранних классиков) . Стиль Гассмана и Ордонеза, несмотря на то, что они принадлежат к более младшему поколению, чем Тума, Монн и Вагензейль, также еще оценивается как "компромиссный" между барокко и классицизмом.
К ранним классикам Фишер относит Ф.Аспельмайра, Л. Коффмана, Д, фон Дитерсдорфа, его ученика И. Б. Ваньхаля, К. В. Глюка и В. Пихля. Следствием более тонкой дифференциации эпох оказывается отнесение Фишером к эпохе ранней классики и Й. Штарцера (который другими исследователями характеризуется как предклас-сик).