Ви є тут

Социология самообразования : Предпосылки, методология, методика

Автор: 
Шуклина Елена Анатольевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000253413
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА !. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ 20
1.1. Понятие и функции самообразования 20
1.2. Структура и виды самообразования 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ 81
2.1. Социальные предпосылки социологии самообразования 81
2.2. Теоретические предпосылки социологии самообразования 110
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ 132
3.1. Предмет социологии самообразования 132
3.2. Особенности социологического исследования 152
самообразования
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ 186
4.1. Соотношение качественных и количественных стратегий
в исследовании самообразования 186
4.2. Специфика исследования самообразования различных
социальных групп 213
4.3. Социологические исследования как основа социальной
политики в сфере самообразования 248
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 264
ЛИТЕРАТУРА
269
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Самообразование - одна из сквозных проблем человеческого общества. Па каждом этапе его развития по мере совершенствования всего процесса образования, обучения и воспитания появлялись новые аспекты этой проблемы, связанные с изменением содержания данного вида деятельности в целом, постановкой иных задач, расширением круга субъектов самообразования. Изменения парадигмы образования, являвшиеся ответом на определенные общественные потребности, так или иначе затрагивали самообразование, всегда остававшееся составной частью общего процесса освоения опыта и знаний, накопленных людьми.
Особенность современной парадигмы образования, в отличие от предыдущих, состоит в том, что модель его развития совпадает с видением широких общественных трансформаций. Речь идет о переходе индустриального общества в информационное, основной
характеристикой которого становится создание, распространение и потребление информации, появление новых информационно-образовательных технологий. Работа же с информацией есть, безусловно, разновидность образовательной и самообразовательной деятельности.
Переход общества в новое состояние приводит к существенному изменению социальных ролей образования и самообразования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование в полном смысле становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере данное утверждение касается самообразования. Образование как процесс и «образующийся» человек как его субъект
з
последнему. Однако, как нам кажется, наиболее полезным для исследования был бы их синтез.
Обратимся к иному смысловому ряду, связанному с категориями "воспитание" и "самовоспитание". Это необходимо сделать потому, что ряд авторов характеризуют самообразование как важную сторону самовоспитания17. Воспитание в социологической интерпретации этого понятия чаще всего связывают с функцией общества, обеспечивающей его развитие посредством передачи опыта предшествующих поколений 18.
Не менее часто рассматривается и такой аспект воспитания, как сознательное, целенаправленное и систематическое формирование личности в результате воздействия социальных институтов (семьи, образовательных, культурных учреждений, средств массовой информации и т.д.) для подготовки ее к выполнению многочисленных социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Наконец, еще один распространенный в последние годы в литературе аспект воспитания подчеркивает его роль как основного звена социализации 19.
Социально-философский подход к понятию "воспитание" акцентирует внимание на субъективно-личностном аспекте освоения культуры, социального опыта. Под ним некоторые авторы понимают процесс перевода освоенной человечеством культуры в индивидуальную форму жизнедеятельности, что означает переход (или перевод) внешнего
(объективного) во внутреннее (субъективное), т.е. в область сознания
-20
конкретных людей .
17 См.: Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 60; Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. СПб., 1994. С. 82.
См. работы Р.Г.Гуровой, В.Д.Семенова, И.С.Кона, А.Г.Харчева, Е.А.Якубы. и др.
19 См., например: Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. С. 107; Краткий словарь по социологии. М., 1989.С.32.
20 См., например: Новый социально-философский словарь. С.8; Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. С.84-86.
29