Ви є тут

Социокультурная и профессиональная деятельность регионального вуза в условиях реформирования системы образования в России

Автор: 
Слетков Игорь Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000260017
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа современного университетского образования в России
1.1. Методологические проблемы университетского образования
в современной России........................................... 17
1.2. Измерение процессов в современном российской вузе......... 53
1.3. Региональные особенности университетского образования 67
Глава 2. Динамика социальных процессов в региональном вузе в условиях реформирования системы образования в стране
2.1. Социальное расслоение в студенческой среде................ 89
2.2. Социальная дифференциация преподавательского корпуса 122
Заключение..................................................... 159
Практические рекомендации........................................ 162
Библиография................................................... 170
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Особенности нынешнего этапа становления цивилизации связаны с обострением целого комплекса ключевых проблем развития общества. К ним относятся экономический, экологический, энергетический кризисы, а также нарастание социальных и национальных конфликтов. Техногенный тип культуры, который на первых порах способствовал общественному прогрессу, ныне активно порождает средства уничтожения цивилизации. На личностном уровне это проявляется в том, что во всем мире в структуре личности начинают преобладать прагматизм и духовное оскудение, господство антинаучных предрассудков и падение престижа образованности. Констатируя в целом явные признаки дефицита духовной культуры и рационального научного мышления, истоки этой ситуации следует искать в изъянах системы образования.
Образование - важнейший ресурс социально-экономического и духовного обновления России. К началу XXI века человечество пришло с выдающимися научными и технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни. Бурное развитие научно-технического прогресса, превращение науки в непосредственную производительную силу, возникновение качественно новых политических, экономических и социальных механизмов, стимулирующих инновационное поступательное развитие общества, предъявляют небывало высокие требования к адекватной социализации человека и, прежде всего, к его образованию.
Главной целью дальнейшего развития образования является гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. При этом особое внимание уделяется согласованности образовательной, научной, экономической и оборонной концепции развития России. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение ка-
20
на отчетливо проявилась на международной конференции в США в 1967 г. но вопросу о мировом кризисе образования. Сущность кризиса в итоговом докладе Джеймса Перкинса была определена как "...неспособность образования идти в йогу с развитием общества...", как "...несоответствие между надеждами отдельных личностей и потребностями общества, с одной стороны, и возможностями системы образования - с другой..."8.
Развитые страны мира, по подсчетам ученых, на один доллар, вложенный в систему высшего образования, получают 6 долларов прибыли, а за счет высшего образования - до 30 процентов национального дохода.
Как утверждают некоторые специалисты, в США уже в восьмидесятые годы сфера образования стала рассматриваться не только как один из ведущих факторов усиления позиций на мировом рынке, но и в качестве решающего условия сохранения экономической и военной мощи государства9. В соответствии с данной доктриной американские университеты начинают рассматриваться в качестве определяющих элементов системы национальной безопасности, что, в свою очередь, приводит к усилению внимания и заботы о них.
Государственная политика оказывается направленной на моральную, экономическую и материальную поддержку различных программ, осуществляемых в вузах, которые зачастую непосредственно не связаны с интересами ВПК. Однако, в конечном итоге, эти вложения окупаются. Дорогостоящая подготовка и воспитание интеллектуальной элиты оказывается эффективнее непосредственного вложения денег в милитаристские проекты. Не случайно в США стала крылатой фраза: "Американские университеты богаты не потому, что бог ата Америка. Это Америка богата, потому что богаты наши университеты"10.
хСм.: Дм игр иен ко В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. - Красноярск. - 1989. - С.47.
'Reich R.B. Human capital and economic policy // Dissent. - N. Y.- 1983.-Vol.30. - jY»3. - P.312. |0Щетинин В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б.С. Экономика образования. - М. - 1998. - С.280.
21
Тайным оружием в конкурентной борьбе новейших технологий и продуктов называет университеты США лауреат Нобелевской премии в области физики К.Уилсон. С их помощью промышленные корпорации надеются разрешить острые проблемы, связанные с научно-технической революцией11.
Это оружие уже давно не является тайным. Промышленные корпорации вкладывают огромные средства в финансирование университетских научно-технических программ. В то же время не меньшее внимание уделяется изучению фундаментальных проблем и "выращиванию" широко эрудированных специалистов, способных видеть фундаментальные инвариантные характеристики разнородных явлений и процессов целостного мира.
В России высшее образование формировалось в условиях с верх централ изованной 1 осу дарственной власти - империи, а развитие системы образования теснейшим образом было связано с теми социально-экономическими и политическими условиями, в которых оно происходило.
Сложные, порой противоречивые процессы в области образования, были для России с IX по XX век включительно. И весь исторический опыт развития образования России дает интересный и богатый материал для серьезного осмысления того, что ныне происходит в высшей школе страны.
Убедительные примеры огромного влияния государственной и образовательной политики прослеживаются на всех этапах развития российского общества, но возникновение ее очевидно следует отнести к эпохе Петра Первого12.
‘См.: Views on science policy of the Nobel laureates for 1982: Hearings before the Commissions on science // Wash: Government print off. - 1983. - P. 10.
Исторические справки здесь и далее: Слесюк Е., Чухно А. Образовательная политика XIX века и формирование русского типа университета.