Ви є тут

Социокультурные основания развития платности образования

Автор: 
Крухмалева Оксана Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262136
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СОЗДАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОБУЧЕНИЕ...................................
1.1. Высшая школа России и современные рыночные отношения............................................ 2]
1.2. Модернизация высшей школы в период экономических реформ в России....................................... ^
1.3. Платность в высшей школе и ее социокультурные
основания............................................ ,л
о1)
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ...............................................
2.1. Формирование спроса на платное образование............. 77
92
2.2. Экономическое положение студентов...........
2.3. Прогностические модели развития высшего образования .. 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 125
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................... 131
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................... 139
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств. Одной из глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., является обеспечение необходимого образования подрастающим поколениям. Причем высшая школа становится все более значимой частью образовательных систем во всем мире. Постоянно растет число высших учебных заведений и увеличивается численность студентов. Выживание человечества, как глобальная проблема, в значительной степени связано с образованием, конкурентоспособностью новых поколений, ибо в XXI в. низкий уровень образования создает огромные трудности восприятия культуры формирующегося информационного общества.
Несмотря на различие систем и подходов в отдельных странах, на их региональные, национальные и другие особенности, мировые тенденции развития образования включают в себя достаточно много общего. К их числу относятся:
- изменение целей и функций образования, усиление его инновационной составляющей, связанной с особенностями трансляции культурных ценностей в динамически развивающихся странах;
- повышение качества образования в соответствии с изменяющимися реальными потребностями общества, что предполагает реализацию новых образовательных технологий, изменение всей системы подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации;
- ориентация на принципы непрерывного образования, которая предполагает как внедрение новых педагогических технологий, так и поиск новых способов предоставления образовательных услуг, учитывающих потребности выпускников средних школ и студентов
13
по отношению к разным точкам зрения на проблемы высшего образования. При этом высшая школа рассматривается как целостная институциональная система, различные элементы которой дополняют и разнообразят друг друга путем обеспечения взаимодействия на основе свободного выбора, прямых и обратных связей.
Социокультурные проблемы образования рассматриваются соискателем как неотъемлемый элемент социализации и непрерывного развития личности в период формирования нового информационного общества.
Научная новизна диссертационной работы во многом определяется недостаточной разработанностью проблемы места и социокультурной роли негосударственного высшего образования и необходимостью междисциплинарного и одновременно целостного подхода к ее решению. В исследовании выявлены и теоретически обоснованы социокультурные альтернативы, обуславливающие основные тенденции развития высшей школы, среди которых важнейшая роль принадлежит распространению платных форм образования. Указанные процессы реализуются в противоречивом единстве, для которого характерны: переход к новым хозяйственным отношениям; прогрессирующее падение доходов и качества жизни большинства населения; сохранение в обществе высокой ценности получения высшего образования. Фиксация указанных противоречий позволила сформулировать основные социокультурные альтернативы, а также разработать прогностические модели развития высшего образования на краткосрочную перспективу (до 2005 г.).
Основные научные положения, выносимые на защиту:
• высшая школа представлена в ее новой социокультурной функции в российском обществе переходного периода;
• выявлены специфические особенности государственного и
14
негосударственного высшего образования;
• обосновано единство и различие содержания, методов и форм государственного и негосударственного образования;
• сформулированы основные социокультурные альтернативы, обуславливающие возможности и последствия развития платности образования;
• проанализированы современные источники финансирования высшего образования и определена их перспективность;
• раскрыты специфические особенности формирования рынка образовательных услуг и показана взаимосвязь с платежеспособным спросом населения;
• разработаны параметры, на основе которых строятся прогностические модели развития системы высшего образования.
Эмпирическая база исследования. Работа базируется на материалах и данных социологических опросов, выполненных в Центре социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова при участии соискателя, а также вторичного анализа информации по теме диссертации, полученной в ряде социологических центров Российской Федерации.
В работе используются данные государственной статистики, материалы Министерства образования РФ, Ассоциации негосударственных университетов, Совета ректоров вузов России, а также информационные ресурсы русскоязычного Интернета.1
Практическая значимость диссертации:
• установлено различие между содержанием и методами услуг платного и бесплатного высшего образования, что позволяет более обосновано подойти как к формированию сети высших учебных заведений, так и к
1 См.: сетевые адреса - www.iivcps.ru: www.iig.ru;w4vw.cducom.ru; www.informika.ru; www.ibi.spb.ru; w'ww.mib.mirea.ac.ni; www.courier.com.ru;www.emissia.spb.su.