Ви є тут

Кадровый менеджмент в условиях формирования рыночных отношений

Автор: 
Хахалина Ирина Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000263881
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................с.З
ГЛАВА I. КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ СТАНОВЯЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ....С.12 §1.Эволюция социально-экономических концепций кадрового
менеджмента............................................с. 12
§2.Социальные цели и функции кадрового менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике.....................с.45
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ..........................................с.69
§1 Социально-экономические аспекты планирования
персонала..............................................с. 69
§2.Специфика социального регулирования динамики
персонала..............................................с.88
§З.Роль системы стимулирования в современном кадровом менеджменте............................................С.1 1 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ.......................
с. 129 ..с. 137 .с. 153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Глобальные перемены в экономике и политическом устройстве страны, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили новые неизвестные нам проблемы. В одночасье рухнула относительно стройная система работы с кадрами как в общегосударственном, так и в отраслевом масштабе. Не стало “единого отдела кадров" в лице парткома, исчезли Советы трудовых коллективов, кое-где нет и профкомов. Руководитель остался один на один со своим коллективом. А большинство проблем, которые ему приходится решать ежечасно не просто новые, а прямо противоположные тем, которые возникали ранее на всем протяжении производственной жизни. Это обуславливает важность постановки в современных российских условиях системы кадрового менеджмента на предприятиях, в организациях и необходимости разработки новых принципов работы с персоналом с учетом накопленного за предыдущие годы опыта.
На большинстве предприятий нет стратегии развития персонала, и, следовательно отсутствует стратегия работы с ним на ближайшие годы. Не обозначены точно функции кадровых служб, не определены их права и обязанности, в их распоряжении нет средств мотивации работников к труду. В большинстве случаев кадровиков ставят перед фактом: набрать, сократить, уволить. Вопросы оплаты труда решаются, как правило без видимого участия работников отделов кадров, которые в большинстве развитых стран как раз и решают эти вопросы. Между тем осуществлять работу с персоналом без рычагов воздействия. практически невозможно. Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в рыночных условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами как только административной работы. Возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов. Складывается комплексное понимание
14
познания. Эти исследования охватывают следующие взаимосвязанные друг с другом компоненты: описание, объяснение, прогноз, преобразование .
Прежде чем определить специфику кадрового менеджмента как социальной технологии, мы остановимся на родовом понятии социальной технологии.
Термин “технология’' происходит от двух древнегреческих слов, дословно означающих - “искусство, мастерство” и “наука”. Технология осуществления социального проекта имеет свои доминанты, свои цели и средства, свои параметры, свои способы обоснования и утверждения. Такая технология имеет свои парадигмы, образцы, требования и императивы. Они объединены системообразующими принципами, которые делают технологию чем-то сродни теории. В индустриальной социологии и социологии труда технология также определялась как ключевой фактор в организации труда и отчуждении. Это предполагаю классификацию ее различных типов или уровней, из которых наиболее важным на наш взгляд является: социотехнический системный ПОДХОД - подход к
организационному проекту с применением теории систем, подчеркивающий потребность рассматривать взаимосвязь между социальными и
техническими системами. Подход был разработан Тейвистокским
институтом человеческих отношений. Технология здесь рассматривается скорее как ограничивающий, чем определяющий фактор, что позволяет учитывать альтернативные технические и социальные системы,
систематизируя варианты и обеспечивая лучший выбор.
Технологии называются социальными, в том случае, если: во-первых, они представляют собой продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества, во-вторых, если они
Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономикн/Под научной ред Р. Марра. Г Шмидта. М . 1097.С.67
15
отвечают на вопрос, как взаимодействуют люди в обществе и поэтому входят
в культуру общественного сознания и дают универсальную характеристику'
0
состояния общественной жизни и самого человека. Именно в этом смысле поставил знак равенства между культурой и технологией известный у'ченый
Э.С.Маркарян, когда определил социальную технологию как “систему средств практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики”1 Кроме того, данные технологии рассчитаны на удовлетворение социальных потребностей человека и укрепление его социальных
взаимосвязей. В обстоятельной статье В.В. Щербины2 содержится интересное замечание, что в России социальные технологии известны с 1613 г., хотя в науке это нашло отражение лишь с конца 1930-х гг. В.В. Щербина рассматривает социальную технологию как апробированную ’'оснастку“ целесообразной человеческой деятельности и определяет социальную технологию) как: “Совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта”.
По мнению Л.Л.Шпак\ социальные технологии - это процесс и результат целенаправленного, последовательного упорядочения и преобразования социального объекта по определенным правилам с помощью соответствующего механизма (т.е. совокупности методов, средств, мер институциального влияния).
Таким образом, будучи разновидностью технологии, социальная
технология представляет собой процесс и способ организации и
упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность
‘Маркарян ЭС Место и роль исследований культуры в современном
обществознанпи//Вопросы философии. 1970. №5 С. 10
:1_ЦербинаВ.В. Проблемы технологнзацпи социоинженерной деятельностш7СОЦИС 1990 № 8 С 15
См Шпак Л Л. ( оцпальные технологии, понятия и практическое применение Кемерово.