Ви є тут

Феномен агрессии в системе ценностей современного общества

Автор: 
Хагуров Темыр Айтечевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000273169
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение_________________________________________________________3.
1. Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования (анализ теоретических концепций агрессии.)_____________________16.
1.1. Общие положения.__________________________________________16.
1.2. Биологические теории агрессивного поведения. _____________17.
1.3. Психологические теории агрессии.__________________________22.
1.4. Социологические теории агрессии.__________________________40.
1.5. Методология ценностного подхода к изучению агрессии. 56.
2. Глава 2. Основные формы агрессии в современном обществе с
позиций ценностного подхода.___________________________________68.
2.1 Раздел 1. Агрессия в социальных отношениях.________________68.
2.1.1. Афессия в социально-экономической сфере.________________68.
2.1.2. Афессия в социально-политической сфере._________________84.
2.1.3. Агрессия в уголовно-правовой сфере.______________________99.
2.2. Раздел 2. Подростковая агрессивносгь в России и в мире. 110.
Заключение____________________________________________________139.
Список использованных источников и литературы________________145.
2
Введение.
Проблема контролирования агрессивности членов сообщества, всегда была и остается одной из важнейших проблем, стоящих перед людьми. В отличии от животных, агрессивность которых регулируется инстинктом, люди способны к осознанно жестокому поведению, даже к получению удовольствий от чужих страданий. Эпоха просвещения и XIX век подарили человечеству веру в то, что насилие, агрессия и преступность - результат “неразумного” устройства и управления обществом, что стоит (с помощью науки) объяснить людям как надо жить и изменить социальные отношения в соответствии с Разумом, проблема агрессии будет решена сама собой. Однако XX век развенчал все эти надежды, “подарив” человечеству две мировых войны, сотни локальных войн, гитлеровские и сталинские лагеря, “холодную войну”, геноцид, правый и левый экстремизм, фундаментализм, терроризм и т.д. и т.п. Вот некоторые цифры, иллюстрирующих массовость “человеческих жертвоприношений” в различных странах: СССР (1917-1987) - 61 911 тыс. человек, коммунистический Китай (1949-1987) - 35 236 гыс., Германия (1934-1945) - 20 946 тыс., националистический Китай (1928-1949) - 10 075 тыс., Япония (1936-1945) - 5 890 тыс., Камбоджа (1975-1978) - 2 035 тыс., Вьетнам (1954-1987) - 1 659 тыс., Польша (1945-1947) - 1 583 тыс., Пакистан (1971) - 1,5 млн., Югославия (1944 - 1987) - 1 067 тыс., Турция (1915-1918) - 1,0 млн. /115. рр. 252-253]. В целом, социальная практика XX века продемонстрировала, что степень склонности человека к убийству себе подобного не зависит от просвещенности общества, что наличие или отсутствие образования почти не влияют на степень жестокости к которой человек оказывается способен, что голос Разума легко заглушается “жаждой крови”. Появление оружия массового уничтожения, учитывая легкость, с которой человек убивает себе подобных, ставит под угрозу само существование всего Человечества. Все это объясняет особую актуальность проблемы человеческой агрессивности, поскольку
3
очередь, причинами культурно-идеологического плана: разрушение
имеющихся в общественном сознании представления о дозволенном и недозволенном, воздействие распространяемых потребительских ценностей западного Постмодерна, распространение среди населения (при активной поддержке масс-медиа) криминальных культурных образцов, в которых агрессия, представлена одной из доминирующих ценностей.
7. Анализ, феномена подростковой агрессии так же подтверждает ее, в первую очередь, ценностную обусловленность, усугубляющуюся негативными последствиями кризиса социализирующей функции нашего общества, при активном внедрении в подростковое сознание западных культурных образцов.
Выбор темы, цель и методы исследования определили логическую структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во Введении обоснована актуальность темы, рассмотрено состояние научной разработанности в ходящих в нее проблем, обозначены цель и задачи работы, определены исходные теоретические принципы и методология исследования агрессии и ее детерминант в современном социуме, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе “Теоретико-методологические предпосылки исследования”, состоящей из четырех параграфов, автор исследует теоретическое состояние проблемы агрессии, подвергая критическому анализу господствующие биологические, психологические и социологические теории агрессии и девиантности. В последнем параграфе автор формулирует методологию дальнейшего исследования на основе обобщенной концепции ценностной детерминации агрессии.
Вторая глава “Основные формы агрессии в современном обществе и факторы их детерминирующие” состоит из двух разделов (четырех параграфов). В первом разделе рассматриваются формы проявления агрессии в социально-экономической, социатьно-политической и уголовно-правовой
14
сферах. Второй раздел посвящен исследованию феномена подростковой агрессии, как наиболее опасной формы повышения уровня агрессивности общества.
В Заключении изложены основные выводы исследования и намечены некоторые аспекты дальнейшей работы по проблеме.
Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью логики, задач и методов исследования, репрезентативностью Источниковой базы.
15