Ви є тут

Архитектурно-планировочная организация жилого комплекса курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга : Социально-демографические аспекты градостроительного проектирования

Автор: 
Климанов Сергей Григорьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000310802
179 грн
Додати в кошик

Вміст

.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава I. Жилищные условия курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга.
1.1. Роль и место жилища в подготовке будущих офицеров.
1.2. Курсанты как социально-общественная группа.
1.3. Материальная среда жизни будущего офицера. Выводы по главе.
Рисунки.
Глава 2. Архитектурно-планировочная организация жилища и жизнедеятельности курсанта.
2.1. Характерные черты жизни курсанта и
формирование жилой среды.
2.2. Социатьно-демої рафические характеристики
будущего офицера и его требования к жилищу.
2.3. Бюджет времени курсанта и пространственная организация ВВУЗа.
Выводы по главе.
Рисунки.
ті
Глава 3. Рекомендации по архитектурно-планировочному формированию жилища курсанта в структу ре Санкт -Петербурга.
3.1. Принципы архитектурного решения жилища курсантов.
5-15
16 35
17-23
23-29
29-34
34-35
36-45
46-73
47-56
56-63
63-73
73
74-86
87-133
88-97
4
3.2. Жилище курсанта в социальной
инфраструктуре ВВУЗа. • 97-110
3.3. Высшее военное учебное заведение
как система и архитектурный комплекс. 110-131
Выводы по главе. 131-133
Рисунки. 134-155
*
Заключение и основные выводы. 156-160
С писок литературы. 161-171
Таблицы. 172-188-
Приложения. 189-194
Результаты внедрения. 195-196
20
нейшего развития архитектурно-планировочной организации жилища курсанта до настоящего времени не определены. Мириться в дальнейшем с несовершенством быта ку рсанта нельзя. Никто из руководящего состава Вооруженных Сил РФ не отрицает, что благоустроенное жилище играет важную роль в подготовке будущих офицеров [16, 27, 28, 30]. Но усилия в том, чтобы предпринять какие-то кардинальные действия, пока что не обнаруживаются.
Существующая сегодня жилищная проблема обустройства офицеров тесно связана с жилищем курсанта и затрагивает обоснование нормативов по проектированию жилища, нормированию и т. д. [35, 56].
Важность проблемы жилья для обустройства будущих офицеров России в связи с переходом на контрактную службу обуславливает необходимость её рассмотрения на историческом этапе, когда формирование офицера осуществлялось как профессионала [5, 15, 19, 31].
В этом подходе требуется учесть структуру Вооруженных Сил. До 1917 года учитывался кастовый характер офицерского состава армии и флота, который выражался в особенностях подготовки кадров и формировании соответствующего типа жилища.
В качестве начального этапа подготовки офицеров регулярной российской армии можно установить 1698 год, с которого началось формирование высших военных школ России. В первое время многие кадеты жили на частных квартирах (так называемые приходящие), что отрицательно сказывалось на их воспитании. Они, как правило, плохо учились и своим поведением негативно влияли на воспитанников, которые проживали в корпусе. Это было вызвано тем обстоятельством, что военно-учебные заведения в те времена, как правило, создавались в приспособленных для этих целей гражданских постройках и разместить всех учащихся для проживания в учебно-жилом корпусе не представлялось воз-
21
можным.
Следующий этап в строительстве ВВУЗов начинается с конца XVIII века, когда учебные заведения создавались в новых, специально предназначенных для этого зданиях [5. 43]. 2 сентября 1884 года статус «приходящих кадетов» был упразднен. Анализируя влияние корпуса на кадетов в первые годы его существования, один из воспитанников писал: «Как в физическом, так и в моральном состоянии два года его пребывания в корпусе произвели громадную перемену в мальчиках. Правильный образ жизни, ежедневная физическая подго товка и хорошие гигиенические условия укрепили их тело и дали правильный ход их физическому развитию» [33. 51,70].
Архитектурно-планировочные решения кадетских корпусов можно рассмотреть на примерах Финляндского и Одесского корпусов, которые были организованы соответственно в 1812 и 1899 годах. Они имели четкую планировочную структуру, на территории корпуса располагались все необходимые здания и сооружения, в которых размешались руководство корпусом, воспитатели, кадеты и обслуживающий персонал (рис. 3 Б). При строительстве использовались многофункциональные здания, как правило, в два - три этажа (рис. 3 А).
Это, с точки зрения архитектурного подхода, подтверждает факт, что государство уделяло особое внимание развитию и содержанию военно-учебных заведений. Дальнейшее разделение специфики труда между инженером и архитектором в некоторой степени сказалось на качестве архитектурно-планировочных решений казарменных комплексов и обустройстве военных училищ (Кавалерийская школа - школа прапорщиков - была построена без участия архитектора) [58, 59, 76,].
Рассматривая эволюцию курсантского жилища, можно выделить этап, который связан с приходом Советской власти. В Вооруженных