Ви є тут

Поэтика жанра : Современная русская опера

Автор: 
Баева Алла Александровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000322210
179 грн
Додати в кошик

Вміст

11 :оі-іу / гь-о 1у
____________Государственный институт искусстводкаїшя
А.А.Баева
ПОЭТИКА ЖАНРА: СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ОПЕРА
Москва
2 глава. Движение во времени и пространстве: От 60-х к 70-м годам
с очевидным ораториальным наклонением спектакля, введением хора-комментатора возникали предложения назвать оперу "Сказ о Виринее”2. Авторское обозначение “музыкальная драма” вызывало сомнения. Над слушате-лями-зрителями, критиками тяготел груз сложившихся устойчивых представлений о жанре оперы-драмы, распространенной во второй половине XIX века, — с характерной для нее остро конфликтной драматургией, главной, непрерывно развиваемой линией, с активно действующей хоровой массой в духе Мусоргского (тем более что народ в опере Слонимского становился одним из основных участников драматической интриги). Памятен был и канон песенной оперы 30-х годов. Согласно ее “этикету”, герой должен был быть таким как все: рядовым участником коллектива, устремленного в будущее3.
Правомерность авторского подзаголовка доказало последующее творчество как самого Слонимского, так и других композиторов, расширяющих представление о музыкальной драме как о явлении, охватывающем разные содержательные пласты истории оперы. Однако на “Вири-нее” лежит не только отсвет истории жанра. В ней намечены пути взаимодействия прошлого и настоящего в судьбе самого жанра, прорыв к тем возможностям, которые обеспечивают мобильность жанра, его способность вбирать в себя реальность и творить условный мир. В ней есть то, что остается привлекательным по сей день: живое движение человеческой натуры, порывы душевного и духовного4. В ней важен именно становящийся, растущий смысл ее внутреннего содержания.
Многое определяет жанровую структуру "Вири-неи”, и прежде всего — подвижное равновесие "эпоса” и “драмы”, элементов повествовательных и действенных в рамках целого6. Двойственность жанрового наклонения порождает загадочность сочинения и сегодня и в момент создания. Жанр в данном случае выступает и как посредник и как провокатор. Действительно, сказ —первое, что бросается в глаза как очевидное. Как выражение универсального, общезначимого. Но только ли это было важно для Слонимскою? Факт истории требовал нового осмысления под влиянием текущего опыта. Если в повести Л.Сейфуллиной исторические события имеют субъективную окраску, мир человеческой личности раскрывается в ее сиюминутном отклике-переживании на происходящее,
35
А А.Баева. Поэткка жанра: Современная русская опера
то в опере драматизм происходящих событий, их внутренняя противоречивость получают лирико-эпическое толкование.
Драматургическое решение оперы основывается на постоянном соотнесении ситуаций, заданных сюжетным первоисточником и заимствованных из фольклора, текстов литературных и народных, слова письменного и устного, в непосредственном развитии событий и их оценке со стороны. Нравственно-философский диалог с эпохой, отдаленной на 40-летнее расстояние, ее “эпическое измерение” обуславливает привлечение общезначимых ориентиров, сточки зрения которых осознается недавнее прошлое. “Сегодня” и “всегда” вступают в опере в примечательные отношения.
Условно само время действия. События, относимые Сейфу длиной к периоду между двух переворотов, у Слонимского (либретто создавалось при участии С.Цени-на) трактуются более свободно: Февральская, Октябрьская революции, Гражданская война, а быть может, и еще что-то другое. История, описанная почти очевидцем, и миф, творимый потомком, сходятся в пространстве русской культуры. Возникают ассоциации с Мусоргским, его “Борисом” и “Хованщиной”, с “Катериной Измайловой” Шостаковича. Контуры времени намеренно размыты. Важно другое. Ситуация смуты, раскола. Время рубежа — исходный момент человеческой драмы вообще и драмы личности, драмы Виринеи, в частности.
Революция, начинающая приобретать в искусстве черты легенды уже к концу 20-х годов, осмысливается, однако, Слонимским не в ключе легендарно-романтическом, а скорее—фольклорно-мифологическом6. Где искать опоры —жизненные, нравственные, духовные, когда, казалось бы, рушится все вокруг; что дает человеку возможность выстоять в мире, потерявшем равновесие, что остается незыблемым? И, приподнявшись над обыденным, сиюминутным, художник обращается к древнему народному миросозерцанию, к стихийным силам природы, видя в диалектически контрастном сопряжении преходящего и вечного проявление всеобщих законов бытия. События, изображаемые в опере, отражаются в зеркале народного сознания. При этом картина истории как бы вписывается в картину мироздания. Все предрешено и известно заранее, и время перемен —отнюдь не лучшее время человеческой жизни. События, имеющие у Сейфуллиной конкретную социальную, бьгговую окраску, приобретают в опере черты общезначимости.
36