Ви є тут

Театральные работы Бориса Мессерера : Проблемы стилизации как творческого метода художника

Автор: 
Варначева Людмила Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000324070
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА
ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА БОРИСА МЕССЕРЕРА 39
II ГЛАВА
БОРИС МЕССЕРЕР В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ 64
III ГЛАВА
БОРИС МЕССЕРЕР И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 139
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕКТАКЛЕЙ, ОФОРМЛЕННЫХ Б.МЕССЕРЕРОМ 153 ФОТОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 165
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Бориса Мессерера - своеобразное явление в нашей культуре, давно и заслуженно привлекающее внимание специалистов и широкой зрительской аудитории. Между тем, о театральных работах Мессерера говорится, как правило, лишь в различных исследованиях общего характера, в контексте анализа современной сценографии.
Окончив Архитектурный институт в 1956 году и получив превосходную подготовку, Б.Мессерер приходит в театр1. Архитектурное образование оказало самое плодотворное влияние на работу Б.Мессерера в театре. Взаимосвязь архитектуры и сценографии исторически очевидна и не требует особых доказательств: в театре работали выдающиеся архитекторы' Е.Катонин, В.Щуко\ братья Веснины; сегодня это С.Бархин, Б.Мессерер. Офомное влияние на будущего художника оказали его замечательные учителя - А.Фонвизин и А.Дейнека. Первый - блистательный живонисец-акварелист, помог приобрести высокую культуру живо-
1 Отец - выдающийся танцовщик и хореограф Асаф Мессерер, мать - Анель Судаке-вич, актриса немого кино, художник цирка.
“ Сыркина Ф.Я. Гонзаго Пьетро Готтарго. Жизнь и творчество. М., 1974.
3 Славина Г. Владимир Щуко. Л., 1978.
16
В свою очередь, в рецензии на эту книгу Н. Борисова пишет: ”...Дмитриев до середины 30-х годов, Вирсаладзе, ІОнович, Левенталь, -Мссссрер - кто из них ограничивался иллюзорной системой, не говоря о тех смертных грехах, в которых Френкель склонен обвинить театрально-декорационное искусство". И далее: "к какому же направлению может быть отнесено творчество названных художников? Только ли к "сцено-графии?"35.
Стоит заметить, что теория В. Березкина в прямом смысле не повлияла на творчество Бориса Мессерера, о чем красноречиво говорят приведенные слова Н. Борисовой, выступающей как оппонент и Френкеля и Березкина.
На наш взгляд, рассуждения М. Френкеля о разных видах искусства звучат не слишком убедительно, ибо автор, обозначив проблему, тут же уходит от объяснений. Наиболее аргументированными представляются главы, посвященные «отношению всего созданного художником на сцене к сценическому действию». По мнению М. Френкеля сценическая выразительность заключается во взаимосвязи пластики пространства и актера, действующего в нем. При всей основательности и хорошем знании материала М. Френкель все-гаки более интересен скорее не как теоретик, а как художник-практик.
'5 Борисова Н. Рецензия // Художники театра и кино. М. 1983. С. 370
17
Книги В.Березкина существенно отличаются от работ Ф.Сыркиной и Е.Костиной. Используя тот же принцип «историзма», который положен в основу книг этих авторов, В. Березкин идет дальше, обнаруживая параллели в практике современного театра. Убедительна концепция, касающаяся одной из актуальных проблем - «пространства» сцены, которая предлагает художнику «неповторимые средства выразительности» ,6.
^7
О категориях "пространства и времени" писали Г.Ковалснко ,
ло лл
Р.Хидекель , Э.Кузнецов и многие другие. Останавливаясь на публикациях названных авторов, мы знакомимся, в первую очередь, с практикой художников интересующего нас периода.
Подробно останавливаясь на достижениях современной сценографии в освоении пространства, Г.Ковалснко открывает "его сугубо театральное свойство", пытается понять "природу пространства спектакля" 40. Автор прослеживает механизм его освоения разными художниками.
Исследователь Р.Хидекель обнаруживает закономерность между "пространством" и "временем". По ее мнению , вне сценической площадки или даже в условиях "малой сцены" эти категории не могут
36 Березкин В. Художник в современном театре. М. 1970.С. 4.
37 Коваленко Г. Привлечь к себе любовь пространства... // Театр. 1978. № 7.
38 Хидекель Р. Пространство спектакля // Творчество. 1979. № 8.
39 Кузнецов Э. Куб сцены //Декоративное искусство СССР. 1985. № 5.
40 Коваленко Г. Привлечь к себе любовь пространства. С. 96.