Ви є тут

Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект

Автор: 
Дьячук Игорь Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000326799
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение.
Глава 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Глава 2.
2.1.
2.2.
2.3.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Теоретико - методологические основы 16
исследования лидерских качеств в межличностных коммуникациях курсантов. Межличностные коммуникации курсантов как 16
объект социологического анализа.
Лидерство в малой социальной группе. 44
Лидерские качества как совокупность 64
индивидуально - типологических и социально -психологических свойств личности.
Выбор и обоснование методов исследования. 89
Исследование влияния лидерских качеств на 104
эффективность межличностных коммуникаций в курсантском коллективе.
Межличностные коммуникации в системе 104
социальных взаимодействий.
Выявление лидерских качеств курсантов как 121
социальный процесс.
Влияние лидерства на характер социальных 137
коммуникаций в воинском коллективе.
Заключение.
Литература.
11риложения.
149
153
167
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. К числу важнейших направлений научного поиска, открывающих перспективу совершенствования внутриколлективных отношений и повышения уровня эффективности воинской деятельности, относятся исследования в социальных, социально-психологических и социологических сферах этой деятельности. За этим стоит осознание того факта, что эффективное управление воинским коллективом, успешное решение назревших социальных проблем предполагает глубокое знание и учет не только хозяйственных, технических, но и социальных основ воинской деятельности, тех межличностных отношений, которые формируются между членами коллектива, факторов, из которых складывается климат внутри самой группы, влияющий определенным образом на уровень взаимоотношений в воинском коллективе, воинскую дисциплину и межл и ч постные ком му и и каци и.
Современная динамичная действительность, стремительные изменения, происходящие в обществе и вооруженных силах, требуют от человека умения общаться с окружающими не только на функциональном, “вертикальном” уровне, но что не менее значимо, и на межличностном, “горизонтальном” уровне.
Одним из факторов, оказывающих влияние на межличностные коммуникации в курсантском коллективе, является наличие и уровень развития определенных качеств у членов этого коллектива. Важное место среди них занимают лидерские качества курсантов.
Как известно, не все курсанты обладают такими определенными качествами, которые бы позволили им более эффективно осуществлять межличностные коммуникации в коллективе, степень развития коего является одним из показателей уровня социального взаимодействия в
17
с) коммуникация и деятельность - две стороны общественного бытия, представляющих одно целое;
(1) коммуникация - совокупность различных видов социальных контактов между людьми;
е) коммуникация - есть сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять намерения собеседника и другие.
При социологическом подходе коммуникация определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Социологический анализ коммуникации раскрывает механизмы его осуществления. Коммуникация выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Социологи относят потребность в коммуникациях к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл самоформирования личности. В связи с этим социология рассматривает потребность в коммуникации как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит
одновременно и источником формирования данной потребности.
Вместе с тем, в реальной жизни, коммуникация существует не
абстрактно, взятое само по себе, а только в единстве с деятельностью, то
есть природа коммуникации окончательно может быть попята лишь постольку, поскольку будут проанализированы роль и место
коммуникации и деятельности. Коммуникация - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению социального контакта. Социальный контакт обеспечивает в коммуникации взаимный обмен эмоциями, характеризует ее как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
18
Социологический дискурс формулирует к коммуникации требования социальности, взаимодействия людей на основе определенных социальных норм, смыслов и значений. Общество, как монополия философского и социально-психологического анализа, утрачивает свое
“надындивидуальное” или “абстрактно-гуманистическое” звучание в понимании принадлежности личности различным уровням социальной организации и, следовательно, уровням социальных коммуникаций.
Если исходить из задач исследования социального поведения личности, коммуникация представляет интерсубъектную деятельность людей, преследующих цели социальной упорядоченности или сохранения социального “статус-кво” в зависимости от принципов социальной регуляции. В коммуникации раскрываются социально-статусные характеристики индивидов, благодаря коммуникации личность выступает как множественность социальных ролей и диспозиций.
Недоверие к коммуникации было преодолено в социологии на уровне структурно-функционального анализа. Э. Дюркгейм, в своих работах исходящий из структур коллективного сознания, усматривает в спонтанных коммуникациях источник социальной аномии, стихию отклонения, нарушения, согласия с внутренним социальным беспорядком.1
Структурно-функциональный анализ оценивает коммуникацию как интегральное качество социальных подсистем, предупреждая, что оно основано на том, что, приступая к действию, актор имеет какую-то цель. Парсонс убеждает нас в том, что коммуникации ситуативны, что они происходят в определенной системе социальных отношений, в которой индивиду отводится социальная роль. Чисто аффективным действиям не
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991. С. 37.